Право и закон » Дипломатическое и консульское право » Консульские отношения со странами – участницами СНГ

Консульские отношения со странами – участницами СНГ

Страница 1

В настоящее время в странах, созданных на постсоветском пространстве, создано 26 консульских учреждений: 14 консульских отделов посольств, 12 генеральных консульств и одно отделение посольства в столице Казахстана Астане. Ведутся также активные переговоры об открытии генконсульств в Киргизии, Туркменистане и Казахстане, на территории которых проживает более 5 миллионов наших соотечественников. Основной задачей консульских учреждений Российской Федерации в этих странах является эффективная защита прав и интересов российских граждан и соотечественников. Консульские отношения здесь имеют некоторые особенности.

Прежде всего, следует уточнить понятие «соотечественник», как оно используется и понимается в Венской Конвенции 1963 г. и других международно-правовых актах, где речь идет о гражданах соответствующих государств. Российских соотечественников за рубежом можно дифференцировать на имеющих гражданство Российской Федерации и не имеющих российского гражданства, но считающих себя таковыми в силу этнической принадлежности, кровных уз, культурной ориентации, религиозных убеждений и политических взглядов.

Миллионы соотечественников оказались отделенными от России государственными границами в результате распада Союза ССР. При этом они вынуждены жить и определять свое будущее в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации. Ряд республик бывшего Советского Союза проводят курс на формирование национальных государств самоопределившихся титульных наций, ущемляя при этом нередко интересы и права нетитульного населения. Появились лица без гражданства, беженцы, национальные меньшинства. Российская сторона исходит из того, что за каждым соотечественником сохраняется право на добровольную интеграцию в социально-политическую и экономическую жизнь страны его постоянного проживания, либо на возвращение в Российскую Федерацию. При этом консульские учреждения за рубежом ориентируются на оказание содействия защите прав и интересов соотечественников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, законам государства пребывания и международным договорам России.

Правовую основу консульских отношений России с государствами СНГ составляют консульские конвенции и договоры, заключенные с этими странами. При этом речь идет о многосторонней договорной основе отношений, которую образуют конвенции об основных правах и свободах человека, об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам. Сформировалась также система двусторонних конвенций и соглашений по этим вопросам, включая вопросы социального обеспечения, социальных и правовых гарантий военнослужащим и членам их семей, гарантий прав граждан в сфере трудовых, жилищных, пенсионных и других отношений. Следует особо отметить значение Конвенции об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств – участников СНГ, подписанной в январе 1996 г., и Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Важную роль в решении этих вопросов играет Консультативный совет руководителей консульских служб МИД государств – участников СНГ. На заседаниях Совета рассматриваются наиболее актуальные и неотложные проблемы консульских отношений: борьба с нелегальной миграцией; защита прав граждан стран СНГ; обмен паспортов и документирование загранпаспортами граждан; правовая помощь соотечественникам; открытие консульств.

Большая работа проводится по защите законных прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. В этом контексте следует отметить значение для решения гуманитарных вопросов во взаимоотношениях стран СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. В отношении России она вступила в силу 10 декабря 1994 г. Конвенция предусматривает, что граждане стран – участниц СНГ пользуются на территории договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане. Был подписан ряд других многосторонних соглашений по визовым вопросам и порядку въезда и выезда граждан стран СНГ, в том числе соглашения «О взаимном признании виз государств-участников Содружества Независимых Государств», «О порядке выезда граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в государства, не входящие в СНГ, и въезда из них», «О безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников». Одновременно с отдельными странами были подписаны двусторонние соглашения о безвизовых поездках.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

История государственных закупок в России
В первом параграфе данной главы рассматривались исторические аспекты развития законодательства о размещении государственных закупок. Рассматривая нормы различных исторических эпох, можно констатировать, что имеется связь между действующим в настоящее время законодательством и историческим опытом в ...

Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения
В основу определения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения (далее — земли) положен рентный доход, который создается при производстве зерновых культур и определяется по данным экономической оценки земель, проведенной в 1988 году. В условиях инфляции рентный доход исчисл ...

Соотношение понятий «состав преступления» и «преступление»
Для того чтобы уяснить цели использования наукой уголовного права и практикой понятия состава преступления как самостоятельного уголовно-правового института, следует провести соотношение понятий «преступление» и «состав преступления». Понятие преступления как совершенного виновно общественно опасно ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru