Формирование эффективного и социально ориентированного экономического оборота предполагает выявление, учет, обеспечение оптимального сочетания и гармонизации частных и публичных потребностей и интересов, В этих условиях закономерно актуализируется проблема частного и публичного права, соотношения использования этих правовых комплексов в механизме нормативно-правового регулирования экономических отношений. Данную закономерность признают представители практически всех отраслей российского права, полагая, что переход к рынку не может не сопровождаться возрождением идеи частного и публичного права, интеграцией правового регулирования, обращая внимание на прямую связь большого числа проблем в сфере хозяйственных отношений с игнорированием необходимости оптимизации опосредования частных и публичных интересов.
На первом этапе демократических преобразований в нашей стране произошел поворот общественного сознания от массовых коллективных ценностей к ценностям индивидуалистическим, частным, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельных личностей, что соответствующим образом отразилось и на проблеме приоритета частноправовых и публично-правовых средств регулирования отношений экономического оборота. Однако позже пришло понимание того, что свобода экономической деятельности должна быть направлена на удовлетворение не только частных, но и публичных интересов, что может быть достигнуто только с помощью государственного регулирования.
Справедливо отмечается, что публичность некоторых частей предмета и отдельных сторон метода гражданского права обусловили наличие в Гражданском кодексе Российской Федерации норм, закрепляющих публично-правовые элементы, отражающих черты будущего российского рынка, органично сочетающего саморегулируемость и государственное управление экономическими процессами. Поэтому частноправовые ценности, закрепленные в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде основных начал гражданского законодательства, охраняются прежде всего публичными способами и средствами. Кроме того, в гражданском праве публично-правовое регулирование необходимо для обеспечения юридического равенства экономически (фактически) неравных участников экономического оборота. Чтобы выполнить эту задачу, элементами публичности должен обладать метод гражданско-правового регулирования.
Актуальность проблемы соотношения частноправовых и публично-правовых начал гражданско-правового регулирования обусловила значительное повышение активности ее исследования представителями отечественной цивилистики. Анализ работ, посвященных данной проблематике, свидетельствует о том, что их авторы рассматривают различные аспекты частных и публичных начал в механизме гражданско-правового регулирования. Вместе с тем авторы указанных исследований сосредоточивают внимание на выделении и характеристике конкретных видов этих средств, не затрагивая самого понятия публично-правовых начал гражданского законодательства даже в тех случаях, когда оно выносится в название предпринятых ими научных изысканий.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о существенном пробеле в цивилистических исследованиях публично-правовых начал гражданского законодательства. Преодоление этого пробела является одной из актуальных, теоретически и практически важных задач цивилистической науки, поскольку публично-правовые начала - это принципы гражданского законодательства, представляющие собой основные идеи, определяющие социально-правовые цели, пределы и виды публично-правовых средств, используемых в механизме гражданско-правового регулирования отношений экономического оборота. Решением задачи построения законодательной системы современной России в сфере частного права признается разработка проблемы ее принципов. От того, какие принципы будут положены в основу частного права, к которому, прежде всего, относится гражданское право, в значительной степени зависит жизнеспособность правовой основы российского общества.
Объектом курсовой работы являются публично-правовые начала гражданского законодательства, а предметом - их понятие, основные виды и содержание.
Цель работы состоит в раскрытии понятия публично-правовых начал гражданского законодательства как принципов гражданско-правового регулирования экономического оборота, определяющих социально-правовое назначение, пределы, виды, содержание ограничений гражданских прав и регулирование порядка их реализации. Достижение указанной цели было связано с решением следующих задач:
- обосновать понятие и роль публично-правовых начал гражданского законодательства как принципов нормативно-правового регулирования экономического оборота;
- показать социально-правовое назначение основных видов публично-правовых начал гражданского законодательства;
- проанализировать содержание основных видов публично-правовых начал гражданского законодательства.
Процессуальный порядок реабилитации
Процессуальный порядок реабилитации включает: признание права на реабилитацию; уведомление реабилитируемого; обращение реабилитированного с требованием о возмещении вреда; определение размера причиненного вреда и разрешение требования судьей, прокурором, следователем; реальное возмещение вреда. Пра ...
Порядок оформления внешнеторговых сделок
В соответствии с п. 2 Указа № 1209 бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены. Заключенный бартерный договор должен иметь дату и номер и должен быть составлен в виде одного документа.Исключение составляют бартерные сделки, заключаемые в счет ...
Возмездный и безвозмездный договор
Определение возмездных и безвозмездных договоров содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации: договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возм ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).