Определение уровня коррупции в регионе и в целом по стране важный элемент любой антикоррупционной стратегии, который помогает оценить общий уровень коррупции в стране или субъекте Российской Федерации, а также в отдельных сферах жизнедеятельности, в которых коррупция наиболее высока и должна рассматриваться как приоритетная проблема.
Регулярные обследования уровня коррупции являются источником данных о факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах, и помогают выработать адекватные антикоррупционные меры. Здесь проблема видится не в том, что коррупция существует, а в том, насколько она распространена в обществе и принимается гражданами страны, насколько эффективны антикоррупционные мероприятия.
В соответствии с планом мероприятий Республиканской целевой программы по противодействию коррупции в Чувашской Республике в 2007-2020 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 апреля 2007 г. № 82, для оценки уровня коррупции в различных сферах общества в Чувашской Республике среди граждан и бизнес-структур ежегодно (с 2007 г.) проводятся социологические исследования.
Основными задачами таких исследований являются:
изучение отношения граждан к коррупционной практике;
оценка уровня коррупционности в республике в различных сферах общества;
выявление причин, порождающих коррупцию;
формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям.
В 2013 году социологическое исследование проведено специалистами Чувашской республиканской общественной организации социологов "Социс-М" по районам Чувашской Республики, а также в крупных городах: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш и Цивильск по анкете в форме формализованного интервьюирования 400 респондентов.
Одной из задач исследования было изучение отношения граждан к проявлениям коррупции в обществе. За последние 4 года четко прослеживается закономерность: чем моложе граждане, тем более терпимее отношение к проявлениям коррупции, следовательно, и больше вероятности распространения среди них коррупционного поведения. В 2011 году самое лояльное отношение к коррупции наблюдается в возрастной категории от 18 до 24 лет (60,7%).
В ходе исследования было установлено, что среди опрошенных в 2013 году 32% принимали участие в различных коррупционных сделках (41,7% в 2012 г., 34,6% в 2011 г. и 31,6% в 2008 г.).
Участниками коррупции становятся в равной степени, как мужчины, так и женщины (из 32% опрошенных, участвующих в коррупционных сделках 17% приходится на мужчин и 15% на женщин). Но учитывая, что среди опрошенных только 45 % мужчин, доля их участия в коррупционных сделках выше.
Чаще попадают в коррупционные ситуации более активные категории граждан. Наибольший процент граждан, принимавших участие в коррупционных ситуациях, приходится на возраст от 25 до 44 лет. Самый низкий показатель 7,8% на возраст 65 лет и старше.
По результатам исследования в 2013 году на первом месте, как и в предыдущие годы, инициатор коррупционной ситуации - должностное лицо (37,8%), на втором месте и та и другая сторона (24,3%) и на третьем месте сами граждане (18,8%).
Для 64,1% респондентов, которые давали взятки в 2013 году размер материального вознаграждения был ясен в той или иной степени. Из тех граждан, которые участвовали в коррупционных ситуациях в 2011 году, 33,6% граждан не испытывали ничего при даче взятки, воспринимая как данность. Этот показатель стал на 15,6% выше, чем в 2010 году.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилось количество граждан, испытывающих негативные эмоции к государственной власти и непосредственно к ее представителям - чиновникам на 29,4%.
В процессе исследования были выявлены те сферы, в которых с коррупционными ситуациями граждане сталкиваются чаще всего. В первую очередь, это относится к работе правоохранительных органов, к работе в сфере здравоохранения, образования.
Наиболее актуальная коррупционная проблема в сфере здравоохранения в 2013 году - это возможность отблагодарить врачей и медработников после оказания медицинской помощи (47,5%).
Если в 2009 году каждый восьмой из десяти опрошенных прибегал к материальному стимулированию в больнице при получении бесплатной медицинской помощи, то в 2013 году только каждый второй. По сравнению с 2010 годом по всем ситуациям показатели коррупции в 2013 году несколько снизились. Наибольший процент коррупционных ситуаций в области здравоохранения был в 2010 году (40,5%), наименьший процент в 2013 году (24,2%).
С 2010 по 2012 годы наблюдалась тенденция роста коррупционных ситуаций в сфере образования. Так, в 2012 году в 1,75 раза чаще стали давать взятки, чтобы устроить ребенка в детский сад, в 2 раза чаще, чтобы ребенок сдал ЕГЭ в школе, вдвое чаще стали давать взятки, чтобы ребенок поступил в нужную школу и т.д. В 2013 году наблюдается снижение коррупционных действий по сравнению с 2012 годом по всем показателям, особенно при сдачи сессии в ВУЗе на 15,7%, при сборе денег на нужды детского сада на 15,9%, при оформлении ребенка в детский сад на 10%.
Понятие государственных закупок для государственных
и муниципальных нужд
Основной задачей национальной системы государственных закупок является обеспечение приобретения работ, услуг и товаров для государственных и муниципальных нужд. При этом должны наиболее экономно и эффективно расходоваться государственные средства. В научной литературе понятию государственных закупо ...
Структура и классификация налоговых правоотношений
Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Все элементы структуры налогового правоотношения направлены на достижение целей налоговой деятельности го ...
Структура Аппарата Правительства Российской Федерации
Для того, чтобы реализаций основных функций Аппаратом Правительства РФ было эффективной, структура Аппарата Правительства РФ включает в себя: - руководство Аппарата Правительства РФ; - подразделения Аппарата Правительства РФ: департаменты Правительства РФ (в их составе создаются отделы) и секретари ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).