Под принципами следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. Эти принципы были выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших международных документах. Прежде всего, о демократизме любой избирательной системы можно судить по наличию демократических принципов и их реальности, по наличию гарантий свободных выборов и совершенству их механизма, по наличию у избирателей права отзыва избранных лиц и реальности этого права.
Принципы избирательной системы - категория динамичная. Они отражают изменение внутриполитической ситуации в стране, уровень общественного правосознания. Так, в первые годы становления советской государственности выборы были не всеобщими, не вполне равными, не прямыми и не тайными. Избирательных прав лишались представители так называемых эксплуататорских классов. Устанавливались неравные нормы представительства от городского и сельского населения. Допускалось открытое голосование при выборах в низовые органы власти. В последующем к 1936 году все ограничения в избирательном праве были сняты, а последнее ограничение избирательных прав по суду как мера наказания - в 1958 году. В современный период трактовка и содержание отдельных принципов избирательного права существенно меняются.
Современное избирательная система Российской Федерации сформировано на основе принципов, признанных мировым сообществом и отраженных в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и пр.)
А.Х.Саидов пишет о следующих принципах избирательной системы:
Первый принцип - полного конституционного соответствия избирательной системы.
Второй принцип - принцип легитимности (правопреемственность государственности и государственной власти).
Третий принцип - законности и правообеспеченности всех задач и механизмов избирательной системы.
Четвертый принцип - демократизма избирательной системы, равноправия граждан и политических партий.
Пятый принцип - гражданственности избирательной системы, ее направленности на обеспечение стабильности, прогресса, законности, прав человека.
Шестой принцип - народности избирательной системы как ее понятности, доступности для всех граждан.
Седьмой принцип - законной управляемости избирательной системой как ее организованности, конституционной, правовой, судебной подконтрольности.
Восьмой принцип - экономичности избирательной системы.
Девятый принцип - гарантированности получения непротиворечивых, достаточных данных результатов голосования и избрания.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» называются четыре принципа. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подразумевается, что принципом избирательной системы является также добровольность участия граждан в выборах.
В Конституции Российской Федерации перечисленные принципы раскрываются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), однако Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает эти принципы в качестве обязательных для всех выборов в Российской Федерации.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население, каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или же должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Права и обязанности государственных служащих
Аналогичная позиция прослеживается и у другого автора — ДМ. Овсянко, который считает, что «на государственных служащих распространяется законодательство о труде, поскольку соответствующего специального нормативного акта в административном праве пока нет»[10]. Данную точку зрения разделяет также Д.Н ...
Законодательное регулирование
Изменения, произошедшие в социальном экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношениях между заказчиком строительства и подрядчиками, выполняющие соответствующие работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, значительно сократились. Инвест ...
Особенности расторжения трудового договора
с руководителем организации
Трудовой договор, заключенный с директором, может быть прекращен по тем же основаниям, что и трудовые договоры с другими работниками. Эти основания перечислены в ст. 77 ТК РФ. Как правило, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с истечением срока его действия (ст. 79 ТК Р ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).