Нормативные правовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Ими регулируются отношения организационного характера, направленные на обеспечение исполнения законов. Это нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления.
Указы Президента Российской Федерации могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции Российской Федерации).
Постановления Правительства Российской Федерации могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты (ведомственные акты) в сфере предпринимательства лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и не опубликованные в установленном порядке ведомственные нормативные акты не считаются вступившими в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
По масштабу действия нормативные правовые акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на акты централизованного регулирования, принимаемые теми или иными публичными органами, и локальные акты, принимаемые коммерческими организациями.
Нормативные правовые акты централизованного регулирования подразделяются на акты федеральных органов власти; акты органов власти субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления. Такое деление отражает распределение нормотворческой компетенции в федеративном государстве.
Локальные акты, являясь нормативными правовыми актами, принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации. Имеются в виду уставы юридических лиц, положения о структурных подразделениях юридического лица и другие акты, регулирующие внутренние (локальные, корпоративные) отношения коммерческих организаций. Такие акты не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например с приказами руководителя организации об увольнении кого-либо с работы.
По своему назначению нормативные правовые акты коммерческого законодательства подразделяются на акты общие и специальные. Такое подразделение нормативных правовых актов отражает по существу соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня, например норм гражданского права в Гражданском кодексе Российской Федерации и Законе о банкротстве; норм процессуального права в АПК РФ и Законе о банкротстве и т.п.
Практическое значение деления нормативных правовых актов на общие и специальные заключается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.
Природе предпринимательства в большей мере соответствует режим, устанавливаемый общими нормативными правовыми актами, поскольку они обеспечивают более стабильные условия для предпринимательства.
Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следуе ...
Самозащита в системе основных способов защиты трудовых прав
Правовой основой осуществления самозащиты трудовых прав является ст. 45 Конституции РФ. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы, в том числе и в сфере труда, всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем работники и работодател ...
Конституционные реформы 1988–1993 годов
Конституционные реформы, о которых пойдет речь в рамках настоящего пункта, были обусловлены предыдущим конституционным опытом страны. Среди предпосылок их возникновения, как правило, указываются следующие: 1) отставание экономики страны от ведущих капиталистических государств мира (в том числе и бл ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).