Под нормативно-правовым режимом предпринимательства следует понимать соответствие законодательства природе предпринимательства, природе тех отношений, которые его опосредуют. Предпринимательство относится к той сфере общества, где определяющим является свобода (свобода предпринимательства), поэтому законодательство должно определять здесь лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставлять широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя.
Наиболее рельефно нормативный режим предпринимательства проявляет себя в структуре коммерческого законодательства, благодаря которой можно увидеть, какое соотношение нормативных правовых актов в наибольшей степени обеспечивает необходимый режим регулирования. В этой связи классификация нормативных правовых актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим.
Законы и подзаконные нормативные правовые акты - таково подразделение нормативных правовых актов коммерческого законодательства по юридической силе.
Обеспечение необходимого нормативно-правового режима предпринимательства предполагает более активное использование законов для регулирования коммерческих отношений. Законы играют определяющую роль в системе источников коммерческого права, поскольку они обеспечивают наиболее стабильные условия для предпринимательства.
Среди федеральных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Конституция РФ – это основной закон страны, который устанавливает положения экономической основы государства:
- согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
- согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
- ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
- ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении Российской Федерации, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.
Стержнем частного права является Гражданский кодекс Российской Федерации, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации. ГК РФ состоит из четырех частей, в каждой из которых, наряду с общими нормами, содержатся специальные нормы, направленные на регулирование отношений между предпринимателями или с их участием.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы принимают также субъекты РФ. Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Избирательное право Республики Беларусь, его основные принципы
Конституция Республики Беларусь закрепила исходные положения избирательного процесса. Так, статья 38 Конституции устанавливает, что граждане Республики имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голо ...
Ограничения дарения
Наряду с запрещением дарения (ст. 575 ГК) закон впервые вводит и ряд ограничений подобных сделок. Они касаются различных обстоятельств с участием юридических лиц и граждан. Закрепленное в начале статьи ограничение в известной степени может отражаться на правоспособности таких юридических лиц, как г ...
Определение поставщика путем проведения торгов
С принятием ФЗ № 44 количество способов размещения заказа заметно увеличилось. Открытый конкурс: срок подачи заявок - 20 дней до даты вскрытия конвертов; внесение изменений - не менее чем 5 дней до даты окончания срока подачи заявок; рассмотрение и оценка заявок - не более 20 дней с даты вскрытия к ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).