Конституционные реформы, о которых пойдет речь в рамках настоящего пункта, были обусловлены предыдущим конституционным опытом страны. Среди предпосылок их возникновения, как правило, указываются следующие:
1) отставание экономики страны от ведущих капиталистических государств мира (в том числе и благодаря использованию устаревших механизмов жесткой централизации экономики);
2) значительное снижение уровня жизни населения;
3) сдерживание возрастающей экономической и политической активности населения старыми методами управления и идеологическими догмами;
4) появление и эскалация в обществе противоположных политике государства течений, базировавшихся на тезисах отрицательной роли плановой экономики и отсутствия реального парламентаризма и представительных органов власти народа.
Все указанные обстоятельства привели в результате к новому витку конституционного развития нашей страны – конституционным реформам. В научной литературе, такие реформы принято делить на два основных этапа:
1) конституционные реформы по модернизации существующего строя (1988 – 1990 годы);
2) конституционные изменения по революционной смене общественного и государственного строя (1990 – 1993 годы).
Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности. Первый этап был, главным образом, связан с попытками правящей власти вернуться на путь социализма и преодолеть те негативные тенденции, которые сложились к началу 1988 года в обществе в целом. В контексте рассматриваемой нами темы основной интерес представляют те действия центральной власти, которые непосредственно были связаны с конституционными институтами. В этом отношении особо хотелось бы отметить изменения, которые были внесены в действовавшую в то время Конституцию СССР 1977 года и, вслед за ней, в Конституцию РСФСР 1978 года:
1. Произошли важнейшие изменения в системе высших органов государственной власти. Съезд народных депутатов осуществлял функции высшего органа власти и мог рассматривать и разрешать любые вопросы, относящиеся к ведению СССР или РСФСР. Верховный Совет же был постоянно действующим органом, выполнявшим законодательные и контрольные полномочия. По мнению некоторых ученых, данные изменения помогали разрешить сразу несколько задач: привлечь к управлению государством наиболее активных и авторитетных граждан, повысить роль представительных органов в управлении страной, перенести ряд полномочий из Президиумов Верховных Советов и Совета Министров к Верховному Совету.
2. Была осуществлена реформа избирательной системы: избирательный процесс стал носить состязательный характер (на один мандат могли выдвигаться несколько кандидатов), вводился запрет на совмещение депутатского мандата и должности, а также часть активного избирательного права была передана общественным организациям.
3. Законом СССР от 1 декабря 1988 года был создан Комитет конституционного надзора, который являлся прообразом современного Конституционного Суда РФ (подобного органа ранее не существовало).
4. Положения о руководящей и направляющей роли КПСС были исключены из статьи 6 Конституции СССР и из статьи 6 Конституции РФСР.
Охрана прав и защита интересов детей
В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как р ...
К вопросу о понятии
экспертизы и ее развитии
Наука уголовно-процессуального права до знаменитой судебной реформы 1864 года рассматривала экспертизу в качестве непосредственного источника убеждения судьи, указывая, что взгляд сведущих лиц вполне может заменить мнение судьи или лица, ведущего производство по уголовному делу. Заметим, что в этом ...
Понятие руководителя организации
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).