Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы организации и деятельности

Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы организации и деятельности

Страница 3

Очевидно, что большинство названных принципов закреплены в тексте Конституции РФ. Так, например, принцип народовластия закреплён в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3). Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).

Квинтэссенцией принципа федерализма являются, на наш взгляд, положения статей 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ, закрепляющей принципы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Кроме того, в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ есть прямая ссылка на форму государственного устройства: Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И, конечно, чрезвычайно важными являются положения ст. 5 Конституции РФ, в соответствии с ч. 1 которой РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (ч. 3 ст. 5). Согласно ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем не менее, республики имеют статус государств - согласно ч. 2 ст. 5, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Примечательно, что об особом правовом статусе субъектов РФ - городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в данной норме не сказано ничего.

Принцип разделения властей детализирован в нормах статей 10-12 Конституции РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина детализирован в положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. А также в статьях 17 - 19, в соответствии с которыми в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Процессуальная самостоятельность следователя
Следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 5 УПК РФ). Его правовое положение урегулировано ст. 38 УПК РФ, а также другими статьями УПК РФ, нормы которых ...

Основные нарушения права на благоприятную окружающую среду. Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства
Квартира З. находится на первом этаже многоэтажки, окна выходят во двор. Зимой автомобилисты долго прогревают двигатель машины перед тем, как ехать, и все выхлопные газы идут ко мне в квартиру. З. неоднократно делала замечания, но это ни к чему не приводит. В ответ каждый раз З слышу, что в холодно ...

Нарушение прав автора
Право создателей изобретений на получение патента может быть нарушено любым лицом, притязающим на приобретение прав патентообладателя без достаточных к тому оснований. Так, заявка на выдачу патента может быть подана лицом, которому стал известен творческий замысел автора и который выдает его за соб ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru