Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы организации и деятельности

Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы организации и деятельности

Страница 3

Очевидно, что большинство названных принципов закреплены в тексте Конституции РФ. Так, например, принцип народовластия закреплён в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3). Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).

Квинтэссенцией принципа федерализма являются, на наш взгляд, положения статей 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ, закрепляющей принципы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Кроме того, в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ есть прямая ссылка на форму государственного устройства: Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И, конечно, чрезвычайно важными являются положения ст. 5 Конституции РФ, в соответствии с ч. 1 которой РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (ч. 3 ст. 5). Согласно ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем не менее, республики имеют статус государств - согласно ч. 2 ст. 5, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Примечательно, что об особом правовом статусе субъектов РФ - городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в данной норме не сказано ничего.

Принцип разделения властей детализирован в нормах статей 10-12 Конституции РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина детализирован в положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. А также в статьях 17 - 19, в соответствии с которыми в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Реализация права обвиняемого права на защиту
В современных условиях развития и совершенствования правового государства, правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина переходит на качественно новый уровень, что свойственно и уголовному судопроизводству. Поэтому проблема обеспечения прав и законных интересов обвиняемого, а также де ...

Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее основные цели, задачи и функции
Оперативно-розыскная деятельность в процессе исторического развития российского государства осуществлялась в целях успешной борьбы с преступностью специально уполномоченными государственными органами. Основным ее назначением являлась эффективная защита с помощью оперативно-розыскных мер охраняемых ...

Административная процедура регистрации религиозных организаций
В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Си ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru