При проведении социологических исследований используются шкалированные вопросы, которые позволяют высказать респонденту полярные отношения к объекту исследования, примером могут служить следующие варианты вопросов и ответов:
В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверие? – вполне заслуживает, совсем не заслуживает;
Доверие к основным политическим и социальным институтам? – полное доверие, полное недоверие;
Как, на Ваш взгляд, работает конкретный государственный деятель? – хорошо, плохо;
К каким из перечисленных политических партий Вы относитесь положительно / отрицательно? – положительно, отрицательно;
Если бы в ближайшие месяц-два там, где Вы живёте, прошли митинги, демонстрации, акции протеста, то, как Вы думаете, много или немного людей приняли бы в них участие? – много, никто бы не принял участие.
Особенностью использования шкалированных вопросов является предоставление респонденту возможности выбирать не только полярные, альтернативные ответы, а варианты между ними:
Вполне заслуживает, не вполне заслуживает, совсем не заслуживает;
Безусловно доверяю, скорее доверяю, скорее не доверяю, безусловно не доверяю;
Много, немного, никто бы не принял участие;
Не поддержу ни противников, ни сторонников нынешней власти; пойду на митинг, демонстрацию против власти; буду высказываться против власти, но на митинг не пойду; буду высказываться в поддержку власти, но на митинг не пойду; пойду на митинг, демонстрацию в поддержку власти.
Исследователи предусматривают возможность для респондента варианта ответа, который не определяет позицию по тому или иному вопросу, это так называемые нейтральные ответы:
Затрудняюсь ответить;
Другой ответ;
Нет ответа.
Необходимо выделить социально-демографические характеристики населения, влияющие на социальные настроения, а, следовательно, и на динамику отношения населения к институтам власти. М. Красильникова в статье «Отношение к власти в структуре социального самочувствия», используя данные социологических исследований, проводившихся Левада-центром в период с 2002 по 2012 гг., перечисляет следующие факторы:
возраст;
образование;
тип населенного пункта;
потребительский статус.
Выводы, к которым приходит автор статьи: «Расчеты показывают, что общественные настроения положительно зависят от уровня материального достатка и отрицательно – от всех прочих базовых социальных характеристик. Оценки моделей показывают, что при прочих равных условиях люди более образованные, живущие в более крупных населенных пунктах и более старших возрастов будут характеризоваться более низким уровнем социальных настроений. И напротив, повышение уровня материального достатка является наиболее мощным фактором роста общественных настроений. Полученный результат кажется неожиданным в отношении отрицательного влияния более высокого образования и урбанизации на формирование общественных настроений расчеты показывают, что в сегодняшних российских условиях наибольший социальный оптимизм локализован среди обеспеченной части относительно молодого населения с невысоким уровнем образования, проживающего в провинции».
Одним из наиболее часто используемых вопросов в социально-политических исследованиях является вопрос о доверии к тому или иному институту власти. Службы изучения общественного мнения и многие авторитетные социологические организации считают необходимым измерять рейтинг доверия как к Президенту РФ, так и к органам власти местного самоуправления. При этом под доверием понимается социальное взаимодействие, ориентированное на высокую вероятность (шансы) того, что действия партнеров (а ими могут быть не только отдельные индивиды, но и социальные группы или институты) будут протекать в соответствии с ожидаемым субъектом действия порядком, основанным на взаимных моральных или ценностных обязательствах, принуждении, обычаях, традициях, социальных конвенциях, идейных убеждениях, материальных интересах, общепринятых или вменяемых всем членам сообщества представлениях.
Общие показатели институционального доверия к властным структурам распределяются следующим образом:
степень доверия (= признание значимости) снижается от самых молодых, а также низко образованных респондентов, демонстрирующих наибольшую поддержку власти в целом и конкретно В. Путину, к 30-летним россиянам, более зрелым и более образованным (минимум доверия);
от жителей провинциальных, средних по численности населения городов (максимум доверия) к москвичам (максимум прагматического недоверия к власти);
от неинформированных групп к самым информированным гражданам, использующим все каналы получения информации и имеющим доступ к интернету.
Противоположные характеристики, демонстрируемые респондентами по отношению к институтам власти – недоверие, отчуждение, протестные настроения.
Недоверие представляет собой сознательную и привычную установку на ожидаемое в повседневности нарушение социальных правил и ценностных обязательств, которое вызывает создание организованных групп, блокирующих опасности нарушения общего доверия (порядка).
Уголовная ответственность
В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российско ...
Ответственность Правительства РФ
Вся деятельность Правительства имеет политический характер и несет ответственность за свои действия. Предусмотрена гражданско-правовая ответственность, а также отставка Правительства, если доказано причинение материального вреда физическим или юридическим лицам посредством издания незаконных актов. ...
Субъективные права, юридические обязанности и объекты правоотношений
Субъективное право - это представляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъектным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).