Право и закон » Центральная избирательная комиссия в системе государственной власти » История формирования и компетенция избирательных комиссий

История формирования и компетенция избирательных комиссий

Страница 2

Поэтому проблема созыва законосовещательного или даже законодательного собрания оказывалась в центре внимания в эпохи государственных преобразований. Так происходило с Земскими соборами, со спорами о конституции при Александре I и Александре II, в конечном счете, с первыми четырьмя российскими Думами.

Что же касается модели соединения представительства и законодательства на основе разделения властей, то она появилась в России не ранее 1906 года.

Официально народное представительство в России было учреждено манифестом и законом о создании Государственной Думы, изданным 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

В «Свод основных государственных законов» был внесен специальный § 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени.

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом контроль над Думой было решено осуществлять через избирательное законодательство.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишились 2 млн. мужчин-рабочих.

Избирательные комиссии (комиссии по делам о выборах) впервые в отечественной истории появились в 1905 году впервые появились в 1905 году, они формировались на губернском и уездном уровнях.

Процедура выборов, предусмотренная Положением о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 г., допускала подачу жалоб и заявлений по делам о выборах. Именно для этих целей создавались специальные местные органы – уездные и губернские по делам о выборах комиссии, – в которых можно было обжаловать составление избирательных списков, а также избрание уполномоченных и выборщиков.

Губернская по делам о выборах комиссия состояла из председателя окружного суда (председатель комиссии), предводителя дворянства уезда губернского города, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города, одного из членов окружного суда и т.д. В уездную по делам о выборах комиссию входили член окружного суда (председатель), уездный предводитель дворянства, мировой или городской судья, председатель уездной земской управы, городской голова уездного города и один из земских начальников по назначению уездного съезда.

В трехдневный срок со дня вынесения постановления уездной или губернской по делам о выборах комиссий заинтересованные лица могли принести жалобу: на постановление уездной – в губернскую комиссию, а на постановление последней – в Правительствующий Сенат.

Ограниченная (дуалистическая) монархия, установившаяся после 1905 года, просуществовала немногим более десяти лет, и в 1917 году пала. Власть перешла к Временному Правительству, которое, стремясь к скорейшему выходу из кризиса, готовило выборы в Учредительное Собрание. Производство выборов возлагалось на Всероссийскую, окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное Собрание комиссии. Всероссийская по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия при Временном Правительстве была первым общероссийским избирательным органом – прообразом современной ЦИК России, её значение было обусловлено проведением прямых выборов по пропорциональной системе. В состав Всероссийской по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссии входили председатель, который назначался Временным правительством, и пятнадцать членов с решающим голосом, назначаемых Временным правительством по представлению Особого совещания, подготовившего проект Положения о выборах в Учредительное собрание. Однако созванное уже после победы Октябрьской революции Учредительное Собрание было распущено, дореволюционные институты власти вскоре были расформированы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Подготовка законопроекта к рассмотрению
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и в соответствующий комитет Государственной Думы, который в течение 14 дней определяет соответствие закон ...

Махинации с договорами долевого участия в строительстве
К сожалению не всегда заключая договор можно оставаться уверенным, что все условия договора будут соблюдены и через определенное договором время квартира перейдет в собственность участника долевого строительства. Нередко строительные компании используют различные комбинации, которые являются прямым ...

Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних
Одним из наиболее важных средств обеспечения реализации права работника на охрану труда являются правовые гарантии. Без создания системы гарантий невозможно обеспечить беспрепятственное пользование правами. Для более полного уяснения вопроса обратимся к анализу понятия и сущности гарантий в целом. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru