Право и закон » Центральная избирательная комиссия в системе государственной власти » История формирования и компетенция избирательных комиссий

История формирования и компетенция избирательных комиссий

Страница 2

Поэтому проблема созыва законосовещательного или даже законодательного собрания оказывалась в центре внимания в эпохи государственных преобразований. Так происходило с Земскими соборами, со спорами о конституции при Александре I и Александре II, в конечном счете, с первыми четырьмя российскими Думами.

Что же касается модели соединения представительства и законодательства на основе разделения властей, то она появилась в России не ранее 1906 года.

Официально народное представительство в России было учреждено манифестом и законом о создании Государственной Думы, изданным 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

В «Свод основных государственных законов» был внесен специальный § 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени.

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом контроль над Думой было решено осуществлять через избирательное законодательство.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишились 2 млн. мужчин-рабочих.

Избирательные комиссии (комиссии по делам о выборах) впервые в отечественной истории появились в 1905 году впервые появились в 1905 году, они формировались на губернском и уездном уровнях.

Процедура выборов, предусмотренная Положением о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 г., допускала подачу жалоб и заявлений по делам о выборах. Именно для этих целей создавались специальные местные органы – уездные и губернские по делам о выборах комиссии, – в которых можно было обжаловать составление избирательных списков, а также избрание уполномоченных и выборщиков.

Губернская по делам о выборах комиссия состояла из председателя окружного суда (председатель комиссии), предводителя дворянства уезда губернского города, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города, одного из членов окружного суда и т.д. В уездную по делам о выборах комиссию входили член окружного суда (председатель), уездный предводитель дворянства, мировой или городской судья, председатель уездной земской управы, городской голова уездного города и один из земских начальников по назначению уездного съезда.

В трехдневный срок со дня вынесения постановления уездной или губернской по делам о выборах комиссий заинтересованные лица могли принести жалобу: на постановление уездной – в губернскую комиссию, а на постановление последней – в Правительствующий Сенат.

Ограниченная (дуалистическая) монархия, установившаяся после 1905 года, просуществовала немногим более десяти лет, и в 1917 году пала. Власть перешла к Временному Правительству, которое, стремясь к скорейшему выходу из кризиса, готовило выборы в Учредительное Собрание. Производство выборов возлагалось на Всероссийскую, окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное Собрание комиссии. Всероссийская по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссия при Временном Правительстве была первым общероссийским избирательным органом – прообразом современной ЦИК России, её значение было обусловлено проведением прямых выборов по пропорциональной системе. В состав Всероссийской по делам о выборах в Учредительное Собрание Комиссии входили председатель, который назначался Временным правительством, и пятнадцать членов с решающим голосом, назначаемых Временным правительством по представлению Особого совещания, подготовившего проект Положения о выборах в Учредительное собрание. Однако созванное уже после победы Октябрьской революции Учредительное Собрание было распущено, дореволюционные институты власти вскоре были расформированы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Конституционные гарантии
В свете расширенного толкования принципа неприкосновенности личности, в качестве конституционных гарантий неприкосновенности личности следует рассматривать ст.ст. 2, 6, 7, 15, 17-25, 41, 42, 45-52, 54, 55, 56, 80, 85, 114 Конституции РФ. Большую роль среди них в обеспечении законности и обоснованно ...

Общие принципы взаимодействия палат Российского парламента
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняетс ...

Понятие правового нигилизма
Нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. Нигилизм получил наибольшее распространение в центральных произведениях известных русских писателей (Самый известный - тургеневского Евгения Базарова и его ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru