В 1925 году для проведения выборов в Советы сформирована ЦИК РСФСР, областные и районные избирательные комиссии, несколько лет действовала ЦИК СССР. В конце 1930-х годов избирательная система в основном сложилась. ЦИК по выборам в Верховный Совет РСФСР, окружные и участковые избирательные комиссии формировались Советами на период выборов и были им подотчётны. Такая избирательная система просуществовала практически без изменений до 1988 года.
Конституционные реформы, начатые в конце 1980-х годов, затронули в первую очередь избирательную систему. Сформирована двухступенчатая система представительных органов (Съезд народных депутатов – Верховный Совет), а порядок выдвижения кандидатов изменен таким образом, что выборы депутатов (начиная с 1989 года) стали альтернативными. В 1988 году была сформирована ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а в 1989 году – ЦИК по выборам народных депутатов РСФСР с пятилетним сроком полномочий.
Высшей властью в РСФСР наделялся Всероссийский Съезд Советов, который составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских Съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. Съезд собирался не реже двух год, а в период между Съездами высшей властью наделялся избираемый им в числе не более 200 человек Центральный исполнительный комитет Советов (ЦИК) высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. ЦИК был вправе решить любой вопрос, подведомственный Съезду (установление и изменение внешних и внутренних границ государства, общее руководство внутренней и внешней политикой, принятие в состав РСФСР новых сочленов и признание выхода из РСФСР отдельных ее частей и т.д.), за исключением установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции и ратификации мирных договоров.Впоследствии на ЦИК были возложены полномочия по проведению референдумов СССР и РСФСР в 1991 году, выборов Президента РСФСР в 1991 году, референдума Российской Федерации в 1993 году. Режим деятельности ЦИК приближался к постоянному, а её значение увеличивалось при переходе к альтернативным выборам, а позднее – в связи с проведением референдумов, выборов Президента Российской Федерации и парламентских выборов по смешанной системе.
В сентябре 1993 года Президент РФ Б.Н.Ельцин, стремясь преодолеть затяжной конституционный кризис и форсировать конституционную реформу, распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ и назначает на 12 декабря выборы в Государственную Думу. Вскоре Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу, а впоследствии возлагает на неё полномочия по проведению выборов в Совет Федерации и всенародного голосования по проекту Конституции РФ. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание, и принята Конституция Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» Комиссия стала работать на постоянной основе, еще некоторое время в прежнем составе.
В 1994 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», закрепивший постоянный статус Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссий субъектов РФ, и установивший порядок их формирования, близкий к современному, а в начале 1995 года сформирован второй состав ЦИК России. С принятием в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» статус ЦИК России принципиально не изменился, равно как и после принятия в 2002 году его новой редакции (далее – Федеральный закон об основных гарантиях. С середины 1990-х годов ЦИК России активно включается в организационную работу (создаётся ГАС «Выборы»), разрабатывает серию законов о выборах, проводит парламентские и президентские выборы, включает в сферу своего контроля региональные и местные выборы и референдумы, принимает на себя обязанности по рассмотрению жалоб и защите избирательных прав граждан. Повышение значения ЦИК России связано с повышением роли выборов в жизни государства и общества, усилением демократических начал в избирательном праве.
Значение экспертизы на
стадии предварительного расследования и судебного следствия
Судебная экспертиза, будучи способом получения доказательств, одновременно является средством получения новой информации или проверки уже имеющейся. Значит, она является еще и способом собирания, и способом проверки доказательств. Данный признак экспертизы характеризует ее как институт доказательст ...
Анализ механизмов землепользования и формирования платы за землю в РФ
Следует обратить внимание на проблему функций управления земельным фондом, их общей характеристики и классификации. В настоящий момент теория функций управления земельным фондом является недостаточно разработанной. По этому вопросу в советской научной литературе высказано несколько точек зрения. Та ...
Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Глава 58 ТК посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Следует отметить, что включение данной главы в ТК является традиционным и обеспечивает определенную преемственность между нормами ТК и ранее действовавшим КЗоТ РФ, что является положительным моментом. Основное назначен ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).