Что же организует общество в целостный организм? Здесь, по нашему мнению, необходимо выделить внутреннюю и внешнюю (обособляющуюся от общества) силы. Внутренняя сила, сплачивающая общество, - самая главная, сущностная, изначальная сила, которая и формирует множество людей в единую целостность. Внешняя сила является производной от внутренней, ею обусловленной силой.
Внутренней силой объединения людей в общество служит определенная духовно-нравственная идея (идеал), соответствующая исторически сложившемуся менталитету народа и часто возводимая в идеологию. При внимательном изучении в любом государствообразующем обществе можно усмотреть господствующее влияние на население, по крайней мере, одной из следующих идеологий: социальной, национальной, либеральной. Под их влиянием происходит социальное движение в целом. Чтобы разобраться в механизме социального движения, необходимо вникнуть в суть таких понятий, как социальное взаимодействие, социальные интересы, социальные институты, социальная интеграция, социальные конфликты, общественное настроение, социальные приоритеты, социальная свобода и др.
Подробное рассмотрение и обоснование процесса формирования и влияния, отмеченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего учебника. Этими вопросами должны предметно заниматься философия, социология, политология. Нас же больше интересуют вопросы, связанные с государством и правом, соотношением общества и государства.
Государство, по нашему мнению, как раз и выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере в обществе) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая гражданским обществом власть, которая функционирует в обществе. Государство до некоторой степени отделяется от общества и образует политическую силу, призванную организовать жизнь людей, управлять делами общества в соответствии с волей и интересами гсударствообразующего народа.
В истории были времена (да и сегодня кое-где имеет место), когда государство и общество сливались вместе. Это при сословно-кастовом обществе, когда государственная власть не избиралась, не формировалась с участием электората, а состояла из представителей привилегированного сословия. Определенное слияние общества и государства в одно целое можно наблюдать и в тоталитарных режимах.
Сословная или кастовая власти сложились более или менее естественным развитием общества, и на их формирование как-то влияло разделение труда. Поэтому такую форму власти можно, видимо, назвать исторически необходимой формой организации производства, распределения его результатов, а отсюда и формирования власти. Что же касается тоталитаризма, то он является искусственно созданной системой управления общественными делами, порожденным в периоды кризиса гражданского общества, потери им способности формирования государственной власти.
Таким образом, в историческом плане с появлением государства общество как бы «раскалывается» на две части - на государство и на остальную как бы негосударственную часть. Если государство как институт общества специализируется на управление общественными делами, то другая (негосударственная) часть общества занимается делами воспроизводства общества, вопросами материально-технического обеспечения развития всего общества. Вот эту часть общества, по нашему мнению, как раз и следует называть гражданским обществом.
Доступ к информации и открытость государства
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственного управления различного уровня на веб-сайтах, в средства массовой информац ...
Определение правовой карты мира
Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Названные термины охватывают национальные правовые си ...
Общесоциальное, классовое и национальное в функциях
государства
Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедея ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).