Статистические данные за 1992-2002 гг. указывают на определенную, скачкообразную динамику преступлений, связанных с фальшивомонетничеством.
Пиковая активность фальшивомонетчиков приходится на 1994 г., в котором было зарегистрировано 14888 фактов незаконных изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг, что более чем вдвое превышало их число в 1993 г. и в 180 раз - в 1990 г.
В 1995 г. удалось остановить обвальный рост этих преступлений - регистрация фактов изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг уменьшилась на 33,6% по сравнению с 1994 г. и составила 9,9 тыс. случаев. В 1995 г. был предотвращен выброс в обращение поддельной отечественной и иностранной валюты и государственных ценных бумаг на сумму около 4 млрд. рублей. Из обращения было изъято свыше 43 тыс. поддельных денежных купюр. Центрального банка России и около 8 тыс. подделок иностранной валюты в общей сложности на 1,9 млрд. рублей.
Очередной всплеск анализируемой преступности пришелся на 2002 год. Количество преступлений данной категории зарегистрированных в этом году составило 23021 факт. Это на 55,4% превышает аналогичный показатель прошлого года. А в сравнении с 1999 годом он возрос в 2,5 раза (9311). При этом из общего количества выявленных преступлений по 54,2% возбуждены уголовные дела по фактам сбыта поддельных денежных знаков Банка России.
Основную массу изъятых фальсификатов составляют 100-рублевые - 35,3% (11 201 шт. - на 1 млн.120 тыс.100 рублей) и 500-рублевые купюры - 30% (9517 шт. - на 4 млн.758 тыс.500 рублей). Наряду с этим, в 2002 году в 32 раза увеличилось количество выявленных 1000-рублевых подделок, их изъято на сумму 2 млн.496 тыс. рублей.
Вызывает тревогу то обстоятельство, что в последнее время отмечается устойчивый рост изымаемых из оборота фальшивых металлических монет. Данные фальшивки, обладая низкой номинальной стоимостью и близким сходством с подлинными денежными знаками, легко сбываются преступниками и длительное время участвуют в обращении. Обнаруживаются они, чаще всего, в момент их пересчета в расчетно-кассовых центрах.
Так, согласно данным ГИЦ МВД России, в отчетном периоде обнаружено 5 052 шт. (+53,7%) фальшивых 5-рублевых монет на общую сумму 25 тыс.260 рублей. Это составляет 15,9% от общего объема поддельных банкнот. По данным фактам возбуждено 1286 (+58,8%) уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечены лишь 10 человек. Раскрываемость указанных дел крайне низкая и составляет лишь 0,8%.
Наряду с российскими фальшивками, в разных регионах России сбывается значительное количество поддельной иностранной валюты. Так, в 2002 году обнаружено 23 699 шт. фальшивых денежных знаков зарубежных государств (на 18% выше аналогичного показателя 2001 г), в том числе долларов США - 23 597 шт. на общую сумму 2 млн.341 тыс.355$, из них на долю 100-долларовых подделок приходится 91,3% (21 546 шт)
По сведениям ГУ ЭКЦ МВД России 97,6% исследованных в 2002 году поддельных российских денежных знаков и 14,6% фальшивой иностранной валюты изготовлены с применением средств цветного копирования, тогда как полиграфическим способом выполнено 0,8% поддельных купюр Банка России и 66,7% - банкнот зарубежных государств, а на долю комбинированного способа приходится соответственно 0,02% фальшивой рублевой массы и 17,4% иностранных подделок.
Следует отметить, что крайне низка раскрываемость фальшивомонетничества (менее 10%). Это связано с тем, что в данный криминальный бизнес включились организованные преступные группы, объединенные жесткой дисциплиной на этнической основе.
По имеющимся данных, производство фальшивых денежных купюр в Чеченской Республике было возведено в ранг государственной политики и негласно санкционировалось ее высшим руководством.
С начала военных действий в Чечне в конце 1994 года канал фальшивомонетничества из этого региона практически прекратил существование.
В настоящее время, фальшивые деньги и ценные бумаги поступают в Россию из Азербайджана, Турции, Сирии (в 2001 г. изъято около 1,5 млрд. поддельных рублей, изготовленных в двух последних государствах), Польши (в Москве при попытке сбыта поддельных 550 млн. рублей задержан Фигурский, выведший правоохранительные органы на польскую преступную группировку, печатавшую русские рубли на самом прогрессивном оборудовании и на специально заказанной на солидных германских фирмах бумаге с водяными знаками и др. элементами защиты), КНДР (в июле 2001 г. на Хассанской таможне у работника фирмы " Алькор - 1", следовавшего из КНДР и предъявившего для таможенного досмотра 199 тыс. долларов США, изъято 10 тыс. фальшивых долларов).
По данным МВД в сфере отечественного бизнеса находятся в обращении поддельные валютные чеки, депозитные сертификаты и векселя.
Проведенные нами исследования (экспертный опрос 50 сотрудников следственных подразделений УВД Воронежской области) показали, что 87% респондентов отмечают увеличение количества фактов фальшивомонетничества, и снижение раскрываемости данных преступлений.
Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном
законодательном процессе
Что касается предметов совместного ведения, то здесь действует общее правило, устанавливающее, что если в течение 14 дней федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным. Это положение ч. 4 ст. 105 Конституции РФ характеризует верхнюю палату как институт участия су ...
Понятие муниципальной службы и служащего
Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». Основы статуса муниципального служащего регламентируются ст. 10 данного закона: 1. Муниципальны ...
Основания возникновения права на реабилитацию
Закон закрепляет право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, следующих лиц: 1) подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п.п. 1,2,5,6 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1, 4,5,6 ч. ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).