В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.
Таким образом, очевидна актуальность и необходимость изучения проблемы охраны прав и защиты интересов детей, в частности, таких вопросов как организационные основы гарантий прав ребенка и меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
Организационные основы гарантий прав ребенка
Пункт 1 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" предусматривает, что Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации устанавливается компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые:
1) осуществляют гарантии прав ребенка;
2) реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в следующих областях:
а) образования и воспитания;
б) охраны здоровья;
в) социальной защиты;
г) социального обслуживания;
д) содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей;
е) обеспечения их занятости и охраны труда;
ж) профилактики безнадзорности и правонарушений;
з) организации детского и семейного отдыха;
и) государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и др.
Пункт 2 статьи 16 ФЗ устанавливает, что законодательством субъектов Российской Федерации регулируется компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей.
Финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет следующих средств (статья 21 ФЗ):
1) федерального бюджета;
2) внебюджетных источников;
3) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом бюджетом называют форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации ежегодно разрабатывается и преследует определенную цель - обеспечить органы государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения.
Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839. В соответствии с ними государственный доклад о положении детей в Российской Федерации (далее - доклад) содержит сведения об осуществляемых на территории России экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению выживания, защиты и развития детей. В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также для разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их выживания, защиты и развития.
В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций, занимающихся проблемами детства.
Понятие публично-правовых начал гражданского законодательства
Критериями деления права на частное и публичное выступают предмет, метод и защищаемые интересы субъектов регулируемых отношений. Взаимодействие публично-правовых и частноправовых начал осуществляется не только на межотраслевом, но и на отраслевом уровне нормативно-правового регулирования. Социальна ...
Процессуальные правила назначения и производства
экспертизы холодного оружия
В пределах криминалистической экспертизы холодного оружия получение ответа на основной вопрос: «Является ли предмет, представленный на исследование, холодным оружием?» предусматривает такую логику, прозрачность которой обеспечивала бы истинность и достоверность результата исследования. Это значит, ...
Государственное управление, сущность и особенности
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина государственное управление. Вместо него в оборот внедрен новый термин - исполнительная власть. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодател ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).