Право и закон » Особенности правового регулирования договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд » Порядок заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Страница 1

Гражданское законодательство достаточно детально регламентирует деятельность сторон по заключению государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Обязательство заключить государственный или муниципальный контракт по своей сути ничем не отличается от известного обязательства заключить гражданско-правовой договор (несмотря на отмеченное наличие административно – правовых элементов в содержании государственных или муниципальных контрактов).

Вместе с тем необходимо учитывать, что, будучи по своей юридической природе гражданско-правовым, обязательство заключить государственный или муниципальный контракт в то же время обладает рядом видовых особенностей, позволяющих выделить его в особую категорию гражданских обязательственных правоотношений.

Важнейшая особенность такого обязательства проявляется в том, что оно является не имущественным, а организационно-правовым отношением. Цель этого обязательства – не осуществление поставки, а заключение государственного или муниципального контракта, который обеспечил бы установление договорных обязательств в сфере закупок товаров для государственных или муниципальных нужд, а в дальнейшем – реальное и надлежащее их исполнение. Подобные организационные правоотношения тесно связаны с имущественными и по отношению к последним выполняют служебную роль.

В силу п. 1 ст. 527 ГК для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного или муниципального контракта является обязательным. Таким образом, по общему правилу принятие заказа поставщиком на основе его свободного волеизъявления порождает обязанность государственного заказчика заключить с ним государственный или муниципальный контракт. Следовательно, возникшее здесь обязательство заключить государственный или муниципальный контракт является односторонним, содержание которого составляют: субъективное право поставщика требовать от государственного заказчика заключить с ним государственный или муниципальный контракт и обязанность последнего удовлетворить это требование.

Однако в определенных случаях нормы права обязывают заключить государственный или муниципальный контракт не только государственного заказчика, но и поставщика. Такая обязанность установлена для поставщиков, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции, но при условии, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства. Согласно п. 4 ст. 9 ФЗ "О государственном материальном резерве" от заключения государственных или муниципальных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв не вправе отказываться поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия-монополисты и предприятия, в объеме производства, которых государственный оборонный заказ превышает 70%. Надо полагать, что доказательством подобных фактов служит включение поставщиков в соответствующий реестр, формируемый Государственным комитетом по антимонопольной политике РФ во исполнение ст. 18 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Анализируя содержание отдельных положений ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", можно предположить, что закупка и поставка сельскохозяйственной продукции для формирования федерального и региональных фондов осуществляется на основе заключения в обязательном порядке соответствующих договоров между государственными заказчиками и товаропроизводителями (поставщиками). В этом случае основанием для возникновения обязательства заключить государственный или муниципальный контракт следует считать доведенные государственным заказчиком до товаропроизводителя (поставщика) объемы закупок и поставок по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Такой вывод находит свое подтверждение в п. 5 ст. 8 данного Закона, где указано, что споры, возникающие при заключении договоров (контрактов), должны рассматриваться судом. Не противоречит указанному выводу и положение, закрепленное в п. 4 ст. 8, согласно которому государственный заказчик наделен правом полностью или частично отказаться от закупки сельскохозяйственной продукции для государственных или муниципальных нужд, когда необходимость в продукции данного вида отпала. Следует обратить внимание на то, что в данном случае речь идет об отказе, который заявляется не на стадии заключения, а в процессе исполнения обязательств поставки на основе уже заключенного договора.

Во всех перечисленных случаях, когда соответствующая обязанность установлена для обеих сторон, возникает двустороннее обязательство заключить государственный или муниципальный контракт. При этом по общему правилу ни одна из сторон не вправе отказаться по каким-либо основаниям от заключения государственного или муниципального контракта. Это свидетельствует о более жестком режиме заключения государственных контрактов с участием определенных субъектов предпринимательской деятельности, в отличие от порядка заключения планируемых договоров поставки в прежние годы, когда такой отказ по закону допускался.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Размещение заказа у единственного поставщика по согласованию с контрольным органом
Решение о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, установленных в пунктах 3–6, 18–19, 21 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных ...

Понятие, основания избрания и условия применения мер пресечения дознавателем
Избрание меры пресечения - принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого. Процессуальный закон подробно регламентирует меры пресечения (глава 7 УПК ПМР) однако не дает их определения. Меры пресечения выделяются среди ...

Преступность и ее основные характеристики
Естественно, что Вы сразу ждете от меня стройной дефиниции, но я ее дать не могу. Изучая криминологию, мне довелось пересмотреть большое количество специальной литературы, и практически каждый автор видит ее по-своему. Нашей лекции не хватит, чтобы прочитать даже часть из них. Позволю себе привести ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru