Формы защиты граждан от безработицы

Страница 1

Лишь относительно недавно, с началом экономического кризиса в России, появились новые формы защиты занятости, реализуемые государством и нацеленные на граждан, находящихся под риском увольнений.

Речь идет о мерах, предусмотренных дополнительными мероприятиями по снижению напряженности на региональных рынках труда, проводимых по инициативе Правительства Российской Федерации в 2009 году:

- опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения;

- общественные работы, временное трудоустройство и стажировки выпускников;

- оказание адресной поддержки граждан, включая их переезд в другую местность для замещения рабочих мест;

- содействие развитию малого предпринимательства или самозанятости безработных граждан (например, создания профсоюзов) [9].

Данные программы справедливо были восприняты обществом как элемент политики защиты занятости населения, поскольку основная их часть нацелена не на безработных, а на тех, кто находится под риском увольнения.

Так, за 11 месяцев 2009 г. в программах приняли участие 2540,2 тыс. граждан. Среди них большинство:

1) граждане, находящиеся под угрозой увольнения: 62,9%, или 1598,5 тыс. человек.

2) безработные составили 17,7% (450,2 тыс. человек);

3) граждане, ищущие работу, составили 16,9% (430,5 тыс. человек);

4) выпускники учебных заведений составили 2,4% (61,0 тыс. человек).

Из всего комплекса антикризисных программ для граждан, находящихся под риском увольнений, были предусмотрены, прежде всего, два программных направления.

Первое направление – опережающее профессиональное обучение работников, в основном без отрыва от производства с выплатой стипендии от государства. Реализация данного направления нацелена на подготовку работников к возможному выходу на рынок труда, а также на мотивацию работодателя к тому, чтобы не увольнять работника, прошедшего обучение и получившего новые знания и навыки. Свыше 71% участников программы после обучения возвращаются на свои предприятия.

Второе направление – организация временных рабочих мест в рамках программ общественных и временных работ, не требующих специальной подготовки (в этой программе участвовали еще безработные и выпускники).

Реализация таких программ на предприятиях, которые находятся в простое или работают в режиме неполного рабочего дня, помогает сохранять кадровый потенциал предприятий и трудовую мотивацию самих работников.

Государство частично возмещает работодателю зарплату участников временных и общественных работ в размере минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента причислений на фонд оплаты труда.

Кроме официально утвержденных на федеральном уровне программ региональные власти реализовывали еще ряд антикризисных мер, предусматривающих работу с предприятиями, где предстоят увольнения.

В частности, органы службы занятости организовывали консультационные пункты на предприятиях, планирующих массовые сокращения персонала; органы власти проводили консультации с руководителями предприятий в формате различных координационных и совещательных органов в целях поиска взаимоприемлемых решений, позволяющих избежать сокращений.

А представители «Деловой России» считают, что самым эффективным способом сохранения рабочих мест является предоставление предприятиям налоговых каникул в обмен на гарантии занятости [8]. Речь идет о таких отраслях, как металлургия, машиностроение, текстильная промышленность, строительный комплекс, и других.

По словам главы «Деловой России» Бориса Титова, если государство пойдет бизнесу навстречу и предоставит ему льготы в виде отсрочки по выплатам налога на прибыль и НДС за первый квартал 2009 года, предприятия смогут оставить неизменным фонд оплаты труда. А это значит, что организациям не нужно будет сокращать сотрудников. По оценке Бориса Титова, подобный шаг со стороны властей позволит предприятиям сохранить порядка 350 миллиардов рублей, которых вполне должно хватить на то, чтобы продержаться на плаву несколько месяцев.

Однако многие эксперты считают такую инициативу палкой о двух концах и сомневаются в том, что власти пойдут на столь решительные меры.

Следует отметить, что постоянно требуют развития и совершенства новые формы защиты граждан от безработицы, нацеленные на то, чтобы не допускать массового увольнения сотрудников с производства.

Активная защита занятости в отношении работников, находящихся под угрозой увольнений или уволенных, а также оставшихся без работы по иным причинам, представляется особенно значимой, учитывая потенциальную нагрузку на рынок труда, которую несут такие обстоятельства. В целом более эффективно, в том числе и с финансовой точки зрения, осуществлять профилактику безработицы, а не борьбу с ее негативными социально-экономическими последствиями. Безработицу следует предупреждать и данное мероприятие должно стать не разовой антикризисной мерой, а целостной системой, работающей при любом состоянии экономики.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
В процессе этого рассмотрения уже не допускаются ни внесение поправок, ни возвращение к обсуждению законопроекта как в целом, так и его отдельных разделов, глав, статей. Поэтому непринятие законопроекта в третьем чтении ведет к прекращению рассмотрения. Но в исключительных случаях и лишь по требова ...

Состязательность и равноправие сторон – движущие силы уголовного судопроизводства
В розыскном идеальном типе судопроизводства движущей силой служит односторонняя воля органа расследования, а для решения вопроса об уголовной ответственности применяется не имеющий в себе каких-либо гарантий административный метод правового регулирования. Полное господство публичного и отсутствие л ...

Задачи и функции уголовной ответственности
Наиболее суровой правовой ответственностью является уголовная ответственность, устанавливаемая УК РФ для лиц, виновных в совершении преступлений. Выделим задачи и функции уголовной ответственности. Для этого еще раз отметим, что цели юридической ответственности — конкретное проявление общих целей п ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru