Проведя анализ норм материального права, посвящённых организации института досрочного прекращения права пользования недрами, Конституционный Суд Российской Федерации в мотивировочной части Определения 1862-О-О переходит к анализу норм процессуального права, которые устанавливают порядок обжалования в арбитражный суд ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействий государственных органов. Для наиболее полного понимания данного анализа представляется необходимым подробно рассмотреть порядок обжалования решений о досрочном прекращении права пользования недрами.
Статья 20 Закона Российской Федерации «О недрах» гласит: «При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке». Таким образом, статья предоставляет недропользователю, не согласному с решением компетентных органов, выбор: обжаловать решение в административном порядке или сразу обратиться в суд, а не устанавливает обязательный претензионный порядок, как это имеет место в некоторых иных Федеральных Законах.
Сначала необходимо рассмотреть административный порядок обжалования решений органов, осуществляющих контроль в сфере недропользования. Таким органом является Федеральное Агентство по Недропользованию и его территориальные подразделения. Сам порядок обжалования решений этих органов установлен главой V Административного регламента, о котором мы говорили в первой главе нашего исследования. При более детальном исследовании можно заметить, что положения данной главы в части или полностью дублируют положения Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-Ф. Исходя из этого, можно заключить, что единственной возможностью для недропользователя обжаловать решение государственного органа в административном порядке является подача обращения, которое должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Никаких иных специальных возможностей отраслевым законодательством Российской Федерации не установлено.
Гораздо больше возможностей для оспаривания решений о прекращении права пользования недрами у недропользователя в судебном процессе. Необходимо отметить и тот факт, что согласно действующему законодательству срок на рассмотрение жалобы государственным органом может быть продлён ещё на 30 дней, в то время как пункт 4 статьи 198 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ и пункт 1 статьи 256 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ устанавливают трёхмесячный срок для обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействий государственного органа со дня, когда стало известно о нарушении таким органом прав и законных интересов гражданина или организации. Таким образом, в случае административного обжалования решения о досрочном прекращении права пользования недрами срок на обращение в суд может сократиться до двух или даже одного месяца, что также не способствует эффективности данного метода. пользование недра досрочный прекращение
Следующий момент, который необходимо рассмотреть, это правило о подведомственности дел определённому суду. Этот вопрос неразрывно связан с уже рассмотренным вопросом об исковой давности. Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» течение сроков исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, и в том числе с соблюдением правил о подведомственности. Из этого следует, что предъявление иска в суд, к компетенции которого данный иск не относится, может повлечь за собой пропуск, и без того небольшого, срока исковой давности. Поэтому недропользователю, который желает оспорить решение о прекращении права пользования в суде, нужно с чрезвычайным вниманием относиться к правилам подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. То же самое можно сказать и о подсудности дел конкретному суду. Что же касается ОАО «Ксеньевский прииск», которое упомянуто в Определении 1862-О-О, то эта и подобные ей организации, являющиеся коммерческими, согласно статье 27 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, должны оспаривать решения государственных органов в арбитражном суде.
За что накажут проверяющие
Согласно ст. 3.13 Процессуальноисполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) только сотрудники налоговых органов имеют право применять меры ответственности за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарнотранспортных накладных и указание в них недостов ...
Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему стат ...
Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства.
Функции государства, государственной власти, органа государства
Но проблеме децентрализации функций в Российской Федерации свойствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоукладной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).