Право и закон » Функции государства: понятие и признаки » Эволюция и классификация функций государства

Эволюция и классификация функций государства

Страница 1

Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов и видов государств функции существенно различаются. И все же между ними сохраняется определенная историческая преемственность. Поэтому их можно классифицировать по некоторым общим для государств признакам.

Как уже отмечалось, на функции решающее влияние оказывает сущность государства. Сущность государства противоречива, но имеет две основные стороны, два начала – общесоциальное («общие дела») и классовое, подверженные постепенным изменениям. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое – его классовыми противоречиями.

В советское время преувеличивалась роль классового начала. Утверждалось, что все функции государства порождаются классовыми противоречиями, что нет и быть не может внеклассовых или надклассовых функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, представляет собой хотя и противоречивый, но единый организм, в котором различные классы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять в определенной мере «общие дела», общесоциальную деятельность, выступать по ряду направлений в интересах всего общества, даже тогда, когда оно жесткими мерами сдерживает противоборство классов.

Классовые функции государства порождены классовой борьбой. Научная мысль многие века подчеркивала наличие классовых функций у всех государств мира.

В классовом обществе, где классы и другие слои общества враждебно противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство по большей части становится политической организацией экономически господствующего класса, обслуживает в первую очередь его интересы. Отсюда главная функция такого государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов путем использования карательных органов государства – армии, полиции и др. Данная функция в разное время конкретно и отчетливо проявлялась в подавлении восстаний рабов, крепостных крестьян, революционных выступлений рабочего класса и носила ярко выраженную классовую направленность. Правда, и другие функции государства приобретали классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу и государству.

В XX в. в самих классах происходили значительные изменения, появился средний класс – мощный стабилизирующий фактор общества. Это незамедлительно и существенно отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, изменились формы и методы их осуществления. Словом, в новых условиях XX в. классовые функции оказались весьма изменчивыми.

В научной литературе некоторые авторы классовые функции государства не без основания называют политическими. Действительно, межклассовые, межнациональные отношения образуют политическую сферу общества, а основная цель их регулирования – утверждение в обществе политической стабильности.

Научно-технический и социальный прогресс, развитие цивилизации и демократии открывают большие возможности для общесоциальной деятельности многих государств мира. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, обеспечение демократического правопорядка) становятся приоритетными и востребованными. Расширяется и активизируется деятельность государств в интеллектуально-духовной сфере (образование, культура, наука). Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности в обществе, его солидарность и целостность на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, политических, национальных, духовных). Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше и значительнее его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь не подходят методы принуждения, насилия, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим идеям и институтам (правовое государство, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, защита национальных меньшинств, укрепление юридических гарантий законности и правопорядка и т.д.).

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания
Несмотря на традиционность и кажущиеся простоту и обыденность рассматриваемой тематики, она имеет важное теоретическое и практическое значение. Многие вопросы, касающиеся государственного суверенитета, остаются в течение ряда веков, вплоть до настоящего времени, весьма спорными и нерешенными, а пот ...

Источники права постклассического периода
В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде, изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодатель ...

Особенности правового положения военно-учебных заведений
Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образован ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru