Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.
Научно-технические достижения XX в. предопределили появление у многих государств мира новой функции – стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий. Данная функция имеет двоякое проявление.
С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии.
С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий – одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня экологическая функция и по этой причине приобретает новые черты, выходит на иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.
Информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
Если сказать, что информатизация является совершенно новой предметной сферой правового регулирования, то это не будет правильно. Информация, средства связи, научно – технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права.
До самого последнего времени проблеме информационной функции в работах ученых по теории государства и права не уделялось внимания, рассматривались основные функции государства без выделения информационной.
Лишь недавно Л.А. Морозова поставила этот вопрос и констатировала, что «на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства». Она отметила информационную функцию в качестве основной функции государства. Однако подробного развития этот тезис не получил.
А.Б. Венгеров также выделил информационную функцию государства, «которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации», и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного), дополняемого «на современном этапе информатизацией на базе ЭВМ (компьютеризацией), что ведет к созданию в стране условий для сбора и обработки всех видов информации».
Итак, в процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а, следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства.
К таким факторам можно отнести:
1) формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной интеграции; повышение уровня доступности, распространения и использования информации, ее реальное обеспечение техническими средствами;
2) возрастание роли информационно – коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
Развитие государственной службы во времена Петра I
Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») – закон о порядке государственной службы в Российской империи, соответствие чинов по старшинству, очередность чинопроизводства 24 января 1722 утверждена императором Петром I, просуществовала с множественными изменениями ...
Возбуждение дела о несостоятельности
Если для возбуждения дела по спору достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК, исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материальных процессуально-правовых усло ...
Педагогические работники как субъекты трудового договора
Педагогические работники учебных заведений высшего профессионального образования объединены термином "профессорско-преподавательский состав". К профессорско-преподавательскому составу относятся следующие должности: ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, нач ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).