Право и закон » Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава

Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава

Процесс реформирования высшего образования, начавшийся со вступления в силу нового федерального закона об образовании [1], направлен на обеспечение конкурентных преимуществ отечественной экономики и на потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы, а также на повышение уровня профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования [2]. Как отметил Президент Российской Федерации, "мы повышаем зарплаты в образовании…, чтобы работа учителя, преподавателя… вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда… должна обеспечиваться не только исключительно за счёт бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное – качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов" [3]. Показательно, что ни в одном из прежних Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию до сих пор не уделялось столько внимания высшему образованию, как в Послании 2013 г.

Однако, как верно замечает А.А. Кирилловых, "высшая школа может эффективно функционировать лишь при наличии квалифицированных кадров - основного звена в цепи достижения публичных интересов" [4, c. 3]. По этой причине совершенствование нормативной основы регулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов можно рассматривать как центральное - кадровое звено реформирования всей системы высшего образования. При этом основным, разумеется, элементом совершенствования кадрового потенциала высших учебных заведений должен стать рост заработной платы преподавателей.

В то же время, как подчеркнуто Президентом России, такой рост должен произойти не сам по себе, а лишь при условии реализации комплекса мер: перехода на эффективный контракт, проведения аттестации специалистов, внедрения подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (государственные и негосударственные), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Кроме того, в этот комплекс должны войти развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для негосударственных коммерческих организаций, оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений. Именно эти цели и должны быть положены в основу современных критериев оценки качества преподавательского состава высших учебных заведений.

Вопросами изучения конкурсного отбора кадров и заключением трудового договора с лицами, прошедшими конкурс, занимался целый ряд исследователей-юристов. В советское время их исследовали В.Н. Смирнов, А.А. Абрамова и Е.И. Войленко, В.Л. Гейхман, О.В. Смирнов, Б.Д. Лебин, Г.А. Цыпкин, Л.Ф. Петренко, И.К. Дмитриева и др. Среди российских авторов следует отметить А.В. Загороднего, Ю.В. Иванчину, А.А. Кирилловых, А.М. Прудинского. Однако все эти исследования отстоят достаточно далеко либо от действующего законодательства и поставленных перед высшим образованием современных задач (работы А.В. Загороднего, А.М. Прудинского), либо предметно далеки от исследуемого круга проблем (работы Ю.В. Иванчиной, А.А. Кирилловых). По этим причинам предлагаемая тема представляется актуальной как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском отношении.

Цель дипломной работы – проанализировать и обобщить порядок заключения трудового договора на должности профессорско-преподавательского состава, определить общие подходы к его исследованию.

В задачи работы входит:

- выявить особенности правового статуса претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава;

- определить этапы проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава как основного юридического факта, дающего право на заключение трудового договора с высшим учебным заведением на должность профессорско-преподавательского состава;

- определить связанные с непосредственным заключением трудового договора особенности трудовой функции преподавателя высшего учебного заведения (вуза);

- выявить возможные факультативные условия, целесообразные для включения в трудовой договор с преподавателем вуза.

Объектом дипломной работы избраны вопросы оснований и порядка приобретения правового статуса преподавателя вуза, замещающего должность профессорско-преподавательского состава. Предмет исследования составили правоотношения, связанные с заключением данного трудового договора с высшим учебным заведением, в т.ч. их правовое установление и практическая реализация.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический метод и другие научные методы изучения социально-трудовых процессов.

Смотрите также:

Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен неисчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки. Ненадлежащая реклама - в РФ - недобросовестная, нед ...

Опосредованное управление МКД, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
Товарищество собственников жилья, форма управления многоквартирным домом, впервые появилась с началом действия федерального закона от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», с 1 марта 2005 года этот федеральный закон признан утратившим силу, в связи с вступлением в действие ...

Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
Объект преступления - здоровье населения. Предметом преступления выступают сильнодействующие или ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами, а также оборудование, используемое в промышленности для их изготовления и переработки. В соответствии с примечани ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru