Особенности трудового договора преподавателя и ВУЗа уже исследовались в отечественном трудовом праве. Так, В.Л. Гейхман к таким особенностям относил ограничение возможностей изменения трудовых правоотношений, возникших на основе конкурса, т. е. невозможность перевода преподавателей в обычном порядке, по соглашению сторон [36, с. 124-125]. Он в этой части разделяет взгляды Е.И. Войленко и А.А. Абрамовой [37, с. 83]. Однако позиция указанных авторов нуждается в некотором уточнении. В действительности конкретное содержание трудовых обязанностей преподавателя определяется не в момент заключения трудового договора, а при "ежегодном распределении поручений между членами кафедры и утверждении преподавателю индивидуального плана" [38, с. 11-12].
К существенным условиям трудового договора относятся, как представляется, два основных: о трудовой функции и о сроке. Д.Д. Репринцев в этой связи верно отмечает одну нередкую на практике ситуацию, когда "в заключаемых с преподавателями трудовых договорах… содержится ряд пунктов, представляющих выкопировку фрагментов из устава вуза…, нормативных документов, носят лозунговый характер и лишены конкретного смысла, а значит, и возможности оценки выполнения обязательств сторон. В этих договорах, как правило, отражаются… условия, обязательные для выполнения не столько в силу договоренности сторон, сколько в порядке выполнения регламентированных законодательством норм. Таким образом, по существу, из условий, вырабатываемых и включаемых в договор самими сторонами, присутствуют всего два: на какую должность и на какой срок принимается преподаватель" [39, с. 48], т.е. о трудовой функции и сроке.
Квалификационные требования предопределяют трудовую функцию (профессора или ассистента) при заключении трудового договора в соответствии со ст. ст. 56 ТК РФ как работу по определенной специальности, квалификации или должности. Однако, основное назначение этих требований заключается в возможности определить соответствующий уровень профессиональной подготовки претендента (специальность, квалификация, стаж работы и т.д.) на конкретную преподавательскую должность. Если претендент соответствует квалификационным требованиям по этой должности, то в этом случае он допускается вузом к участию в конкурсном отборе.
После положительного завершения конкурса и утверждения его результатов с избранным претендентом вуз заключает срочный трудовой договор, в котором закрепляются условия, главным из них является трудовая функция. При этом стороны договора учитывают: профиль кафедры и ее особенности (специализацию кафедры, предполагаемое количество учебных дисциплин для преподавания и т. д.); режим работы (дневная, вечерняя и заочная формы обучения); территориальное расположение факультета (вуза) (проведение занятий на других факультетах вуза, в различных зданиях факультета и т. д.); виды учебной и методической работы, характер и направленность научных исследований на кафедре и общий объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава на кафедре с учетом необходимости выполнения этим составом всех видов учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы в пределах 36 часовой рабочей недели преподавателя.
Общая характеристика наказания как формы юридической
ответственности
Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных посту ...
Взаимосвязь нормы гражданского права и гражданского правоотношения
Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немысл ...
Меры социально-правовой защиты безработных граждан
В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов с ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).