Право и закон » Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава » Педагогические работники как субъекты трудового договора

Педагогические работники как субъекты трудового договора

Страница 1

Педагогические работники учебных заведений высшего профессионального образования объединены термином "профессорско-преподавательский состав". К профессорско-преподавательскому составу относятся следующие должности: ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, начальник института, доцент, заведующий кафедрой, начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, преподаватель, старший преподаватель [5].

В соответствии со ст. 331 ТК РФ [6], к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.п. 4-5 ст. 10 данного ФЗ).

Анализ законодательства об образовании позволяет заключить, что претендент, имеющий квалификацию бакалавра, специалиста или магистра – имеет право на замещение профессорско-преподавательской должности. Однако, как показывает практика, лица, получившие квалификацию бакалавра, испытывают трудности в трудоустройстве. Вопрос о занятии соответствующей должности бакалавром решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом [7, с. 71]. Думается, что подобная практика является дискриминационной.

Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Иную точку зрения имеет Е.П. Кочеткова, по мнению которой к педагогической деятельности могут быть не допущены лишь лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда. "Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной (образовательной) деятельностью может быть применено за преступления предусмотренные статьей 151 УК РФ, статьей 156 УК РФ" [8, с. 96]. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [9], по решению суда лицам, участвующим в экстремистской деятельности, может быть ограничен доступ к работе в образовательных учреждениях.

Однако следует учитывать, что данные положения Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей [10];

- имеющие неснятую или непогашенную судимость (ст.ст. 86, 95 УК РФ [11]) за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Становление законодательной власти
История образования Законодательного Собрания Вологодской области восходит к деятельности Вологодского областного Совета народных депутатов. 29 марта 1990 года, на первой сессии 21-го созыва областного Совета был принят курс на проведение реформы системы государственной власти. Сам областной Совет ...

Тактические приёмы предъявления для опознания по динамическим признакам
Опознание живых лиц может производиться не только по внешнему виду человека, но и по ряду других признаков, являющихся отличительными особенностями лица и неразрывно связанных с жизнедеятельностью. То есть, по динамическим (функциональным) признакам - голосу, походке, особенностям речи. Необходимос ...

Криминологические исследования отделившихся и выступающих деталей и частей транспортных средств
Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда. Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом: 1. осколки фарного стекла, ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru