Право и закон » Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава » Педагогические работники как субъекты трудового договора

Педагогические работники как субъекты трудового договора

Страница 1

Педагогические работники учебных заведений высшего профессионального образования объединены термином "профессорско-преподавательский состав". К профессорско-преподавательскому составу относятся следующие должности: ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, начальник института, доцент, заведующий кафедрой, начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, преподаватель, старший преподаватель [5].

В соответствии со ст. 331 ТК РФ [6], к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.п. 4-5 ст. 10 данного ФЗ).

Анализ законодательства об образовании позволяет заключить, что претендент, имеющий квалификацию бакалавра, специалиста или магистра – имеет право на замещение профессорско-преподавательской должности. Однако, как показывает практика, лица, получившие квалификацию бакалавра, испытывают трудности в трудоустройстве. Вопрос о занятии соответствующей должности бакалавром решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом [7, с. 71]. Думается, что подобная практика является дискриминационной.

Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Иную точку зрения имеет Е.П. Кочеткова, по мнению которой к педагогической деятельности могут быть не допущены лишь лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда. "Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной (образовательной) деятельностью может быть применено за преступления предусмотренные статьей 151 УК РФ, статьей 156 УК РФ" [8, с. 96]. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [9], по решению суда лицам, участвующим в экстремистской деятельности, может быть ограничен доступ к работе в образовательных учреждениях.

Однако следует учитывать, что данные положения Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей [10];

- имеющие неснятую или непогашенную судимость (ст.ст. 86, 95 УК РФ [11]) за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия
Часть 3 ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Особо отягчающим обстоятельством, в результате которого наступает ответственность по ч. 3 ст. 213 УК РФ, является совершение хулиганства с применение ...

Способы и порядок создания коммерческих организаций
Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности. В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования организаций. Распорядительный – х ...

Понятие и структура правовой системы. Соотношение понятий "система права" и "правовая система"
В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия "система права". Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней, как о совокупности элементов находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональн ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru