Право и закон » Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава » Педагогические работники как субъекты трудового договора

Педагогические работники как субъекты трудового договора

Страница 4

Претенденты на преподавательскую должность для реализации своего права на труд и заключения трудового договора должны предварительно пройти процедуру конкурсного отбора, т. е. вступить с вузом в конкурсное правоотношение.

По конкурсному порядку установления трудовых правоотношений главное, решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим конкурсу. Это обязательные квалификационные требования к участникам конкурса, строгое соблюдение его процедуры, обеспечивающее максимальную степень ознакомления членов ученого совета с полученными вузом материалами по каждому участнику, и, наконец, решение ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из нескольких участников конкурса на вакантную должность.

Целью конкурса является подбор на должности профессорско-преподавательского состава вуза наиболее квалифицированных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания, научные достижения в соответствующих отраслях науки, обладающих творческим, научным потенциалом, высокими интеллектуальными и нравственными качествами, способных подготовить специалистов на уровне современных к ним требований.

Конкурс основан на выборе лучшего претендента для замещения преподавательской должности, а право такого выбора предоставлено наиболее авторитетному в вузе выборному представительному органу - ученому совету вуза (факультета), который на своем заседании в установленном порядке тайным голосованием избирает преподавателя на соответствующую должность.

Таким образом, конкурс в вузе - это особый порядок подбора и расстановки профессорско-преподавательского состава, обусловленный спецификой целей, задач образовательного учреждения, его структуры и органов управления, позволяющий с учётом конкретных условий работы вуза обеспечить качественную подготовку специалистов.

Конкурс не следует сводить только к подбору кадров. Это единственно возможная форма расстановки прошедших по конкурсу преподавателей, потому что иное движение кадров в вузе (без избрания по конкурсу) законом запрещено.

Конкурсный подбор и расстановка кадров в вузе обусловлен целями и задачами, которые решает образовательное учреждение. В технический вуз, занимающийся подготовкой физиков, на профильную кафедру не может быть принят преподаватель химии и биологии. Другими словами, трудовая функция преподавателя определяется профилем вуза, обеспечивает качественную подготовку специалистов, выпускаемых конкретным вузом. Вакантная должность, на замещение которой объявляется конкурс зависит от структуры образовательного учреждения. Это может быть должность преподавателя кафедры, предметно-цикловой комиссии, института, факультета в составе университета и т.п.

Конкретные условия работы вуза также оказывают определённое влияние на проведение конкурса и его результаты. Нередко территориальное расположение вуза, его материально-техническая база, финансовые возможности не позволяют проводить конкурс с привлечением квалифицированных преподавателей (профессоров, докторов наук и даже кандидатов, доцентов), поскольку вуз не может обеспечить их надлежащими жилищными условиями.

Безусловно, конкурс обладает определенными преимуществами перед обычным порядком приема на работу. Проведению конкурса предшествует объявление о нем в периодической печати, и это, как и обсуждение претендентов на заседании кафедры, а затем на заседании ученого совета вуза (факультета) позволяет придать конкурсу характер гласности и открытости, особой требовательности к его качественной характеристике.

Право выбора преподавателя принадлежит не единолично руководителю, а коллегиальному органу - ученому совету, что в значительной мере демократизирует порядок замещения вакантных должностей [29, с. 54-55].

Однако существует и другое мнение о сложившемся ныне порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава вузов. Нельзя не замечать, что конкурс в вузе не всегда является эффективным средством подбора кадров, поскольку нередко сводится к избранию тех лиц, кандидатуры которых были заранее определены руководством кафедры (факультета) и вуза. Реальная вузовская жизнь знает немало примеров, подтверждающих такую практику. Действительно конкурсы на замещение вакантных должностей преподавателей чаще всего объявляются под определенных кандидатов, прием которых на работу заранее предрешен. Отсюда следует, что вся процедура конкурсного отбора проводится в таких случаях формально, нередко не на альтернативной основе и не достигает тех целей, ради которых конкурсы проводятся [30, с. 60].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Проблемы дискреционного исполнения
По этому пункту мы рассмотрим некоторые наиболее неразрешимые проблемы, связанные с исполнением. Бывает, что суды с некоторым предубеждением относятся к иностранным правообладателям и неохотно используют свои полномочия по исполнению. Как мы еще неоднократно будем отмечать далее, во многих случаях ...

Обязательное участие защитника в уголовном процессе
Участие защитника в уголовном процессе обязательно, это положение регламентируется УПК РФ (ст. 51). Участие защитника необходимо в ряде обстоятельств: подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника; подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу психиче ...

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах
В Конституции РФ (ст. 57) обязанность уплаты налогов и сборов увязывается с их законным установлением. Однако эта норма должна толковаться расширительно, а именно: обязанность уплаты налога возникает при условии не только законного установления, но и законного введения налога. Такое толкование ст. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru