Право и закон » Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава » Педагогические работники как субъекты трудового договора

Педагогические работники как субъекты трудового договора

Страница 5

Тем не менее, и современное законодательство об образовании сохранило сложившийся за многие годы порядок, предусматривающий, что замещение всех должностей профессорско-преподавательского состава в высшем учебном заведении, за исключением должностей декана и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору, заключенному на срок до пяти лет. А заключению такого срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. Как отмечалось, ныне вузы руководствуются Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в вузе, утвержденным приказом Министра образования РФ №4114 от 26 ноября 2002 года и согласованным с ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ.

В Положении от 26 ноября 2002 г. изложены основные концептуальные идеи проведения конкурса, и оно распространяется на все вузы независимо от их ведомственной принадлежности.

В Приказе №4114 не установлено, что вузы на основе этого Положения разрабатывают и утверждают инструкцию (или другой нормативный акт) о порядке конкурсного замещения преподавательских должностей данного вуза, а только предлагается это Положение принять к руководству. Оно не содержит практически важных правил организации и проведения конкурса. Так, оно не определяет перечень документов, необходимых для представления претендентами, не содержит целей конкурса. Складывается впечатление, что его составители пытались привести свои отраслевые требования в соответствие с требованиями ТК РФ, не решая многих важных содержательных аспектов этой проблемы. Тем не менее, анализ Положения позволяет применять его как к работающим преподавателям, так и не работающим, но желающим работать по итогам конкурса. Оно регулирует порядок проведения конкурса, как на занятые преподавателями вуза должности, так и на вакантные. Положение впервые определило порядок замещения не только должностей профессорско-преподавательского состава, но и должностей научных работников вузов.

Таким образом, возникновение трудового правоотношения преподавателя с вузом не является одномоментным актом, а носит динамично-процедурный характер с определенными стадиями.

Конкурс является необходимым условием возникновения трудовых правоотношений для профессорско-преподавательского состава вуза. Он объявляется для всех желающих принять в нем участие, если их профессиональные качества отвечают условиям конкурса. Можно утверждать, что конкурсное правоотношение возникает в силу наличия у претендента соответствующего абсолютного права. Сам конкурс проводится в соответствии с установленным порядком. Поэтому возникновение конкурсных правоотношений с участниками конкурса не вызывает каких-либо трудностей, если конкурс проводится на вакантные должности. Однако, если в результате конкурсного избрания, вместо ранее работавшего преподавателя избирается другой кандидат, возникает не одно, а сразу несколько правоотношений. Вуз, проводивший конкурс, обязан уволить прежнего преподавателя и принять вновь избранного. В свою очередь, организация (работодатель) по прежнему месту работы вновь избранного преподавателя должна уволить его в установленный срок. Анализируя усложненный фактический состав, который необходим в ряде случаев для возникновения трудовых правоотношений, А.Е Пашерстник рассматривал конкурсы как дополнительные условия, предшествующие возникновению или окончательному закреплению трудового правоотношения на основе трудового договора [31, с. 228-229].

Эти дополнительные условия для замещения ряда должностей устанавливаются сверх общих требований, предъявляемых к работникам при заключении обычного трудового договора. К числу таких условий, кроме конкурса, А.Е. Пашерстник относит наличие специального образования, специальных званий, степеней или дипломов и т. д. Иногда для занятия должности требуется наличие нескольких условий одновременно. Однако с этим трудно согласиться, так как конкурс не равноценен приведенным выше дополнительным условиям (наличие специального образования, специальных званий и т. д.) уже потому, что он поглощает большинство из этих дополнительных условий. В самом конкурсном порядке частными составными требованиями являются: специальное (высшее) образование; специальные (ученые) звания и степени, определенный стаж работы и т.д.

Но дело не только в этом. Применительно к конкурсному порядку главное решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим только конкурсу. Это обязательные квалификационные требования к участникам конкурса, строгое соблюдение процедуры конкурса, и, наконец, решение ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из нескольких участников конкурса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Паспорт бартерной сделки
Экспорт товаров, работ, услуг при совершении бартерных сделок, согласно п. 5 Указа № 1209, может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки и представления данного паспорта в таможенные органы. После этого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через тамо ...

Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее
Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитывается значение и статус других высших органов. Ряд других ученых понимает под этой категорией ...

Практика применения таможенной процедуры таможенного транзита
В связи с поступающими в ФТС России обращениями таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросу практического применения особенностей перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от таможенного органа Российской Федерации в месте прибыт ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru