Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в настоящий момент изменениями в уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства, уголовном законодательстве, в том числе в части, касающейся наказания несовершеннолетних. Основными направлениями уголовной политики в сфере назначения наказания на современном этапе являются: совершенствование практики назначения наказания, законодательного закрепления правового положения лиц, отбывающих наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания, в контексте их ресоциализации, расширение сферы наказаний, не связанных с лишением свободы.
Современная уголовная и уголовно-исполнительная политика РФ исходит из необходимости гуманизации наказания. Государство продолжает расширять сферу альтернативных лишению свободы наказаний либо вводит дополнительные ограничения при их назначении и исполнении. Об этом свидетельствуют последние изменения и дополнения, внесенные в УК РФ. Сегодняшний подход к уголовному наказанию представляется неадекватным. Число людей в местах лишения свободы представляется необоснованно большим. Из тех, кто находится в местах лишения свободы, добрая половина могла быть наказана без изоляции от общества и разрыва социальных связей.
Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации указывают на необходимость расширения сферы назначения альтернативных наказаний и применения принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним вместо лишения свободы. Однако назначение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним за последние годы существенно не изменилось.
Реформа уголовно-исполнительной системы, особенно в части, касающейся несовершеннолетних, прежде всего, будет зависеть от повышения эффективности системы наказаний. К перспективным направлениям здесь следует отнести: снижение числа несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, за счет расширения сферы назначения альтернативных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества; организацию системы постпенитенциарного контроля и ресоциализации несовершеннолетних; организацию программ предупреждения преступности несовершеннолетних. На современном этапе наиболее востребованной следует признать реализацию в сфере назначения уголовных наказаний несовершеннолетним во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Итак, с одной стороны, уголовные наказания, назначаемые несовершеннолетним, должны максимально учитывать их права и законные интересы, индивидуальные особенности их личности; с другой - наказание должно обеспечивать реальное исправление несовершеннолетних и предотвращать совершение ими новых преступлений.
Степень изученности темы. Проблемам назначения уголовного наказания несовершеннолетних посвятили свои труды: В.А. Авдеев, З.А. Астемиров, А.А. Ашин, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, Л.И. Беляева, Е.В. Болдырев, А.И. Долгова, А.П. Дьяченко, В.Д. Ермаков, Г.И. Забрянский, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.В. Мальцев, С.Ф. Милюков, А.А. Примаченок, Ю.Е. Пудовочкин, Н.А. Селезнева, М.Н. Становский, О.В. Старков, Е.И. Цымбал и др.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при назначении наказания несовершеннолетним.
Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства РФ, регламентирующие назначение уголовного наказания несовершеннолетним, и практика их применения в современных условиях.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании норм, предусматривающих назначение уголовного наказания несовершеннолетним в современных условиях, а также разработать научно-обоснованные предложений, направленных на совершенствование уголовно-правового регулирования в данной сфере.
Достижение указанной цели возможно путем реализации следующих основных задач:
анализ историко-правовых основ назначения уголовного наказания несовершеннолетним;
изучение зарубежного опыта регламентации назначения уголовного наказания несовершеннолетним;
рассмотреть обзор судебной практики назначения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних;
изучение кассационной и апелляционной практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Методами исследования являются общенаучный диалектический метод познания. В процессе исследования также использовались методы: исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее российское и зарубежное уголовное законодательство, регламентирующее назначение наказания несовершеннолетним, нормативные правовые акты в сфере уголовно-процессуального, влияющие на специфику применения наказаний несовершеннолетним.
Эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованной судебной практики Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Российской Федерации.
Гипотеза исследования. В современных условиях перед законодателем встают проблемы ограничения пределов уголовного наказания несовершеннолетним. В связи с этим представляется актуальным комплексное изучение особенностей назначения наказаний несовершеннолетним, перспектив развития уголовного законодательства в этой сфере.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе уголовно-правовых норм, законодательно закрепляющих пределы ограничения прав несовершеннолетних при назначении им уголовного наказания, автором рассмотрена судебная практика Республики Бурятия о назначении уголовного наказания указанной категории лиц.
Структура исследования отвечает основной цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда
Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда. Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности ...
Определите юридическое содержание принципа «стабильность правовой системы»
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» юридическое содержание принципа «стабильности правовой системы» толкуется через правовую норму, указанную в ст.38 «Стабильность правовой системы» данного закона: «Изменение н ...
Правовое регулирование
Государственному контракту посвящен § 5 главы 37 ГК. Однако указанная глава не отражает в полной мере специфику отношений в рассматриваемой сфере. Отчасти это компенсируется применением к данному договору правил о поставке продукции для государственных нужд, закрепленных в ст. 527-528 ГК (ст.765). ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).