Выделение в структуре УК РФ главы 14, посвященной особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, по мнению большинства российских ученых, является примером прогрессивного развития российского уголовного права по пути упрочения гарантий законных интересов личности и, в частности, несовершеннолетних. История развития российского уголовного законодательства, предшествовавшая принятию УК РФ 1996 г., свидетельствовала лишь о снисходительном отношении государства к несовершеннолетним. А снисхождение не требует правового обоснования, не имеет собственного правового содержания. Поэтому указанная уголовно-политическая идея могла приобретать в уголовном законе различные формы.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., по справедливому мнению Н.И. Крюковой, ставило решение вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимость от оценки их способности ко вменению, которая трактовалась как субъективная предпосылка ответственности. Малолетние в возрасте до 10 лет признавались невменяемыми (ст.98, 104, 142, 143 Уложения). Ответственность малолетних с 10-летнего возраста наступала в зависимости от наличия у них "разумения". В этом возрасте "зависимость духовных сил отрока от телесного организма и его отправлений еще слишком непосредственная и велика. Отсюда и невозможность а priori решить вопрос о вменении отрокам их противозаконных действий: здесь всё зависит от индивидуальных условий. Там, где будет доказано присутствие сознания и самоопределения, уже возможно вменение; там же, где их нельзя уловить с несомненностью, нет и вменения".
Наказание, назначаемое несовершеннолетним в возрасте от 14 до 17 лет (совершившим преступление "с разумением"), подлежало смягчению с учетом тяжести совершенного преступления на общих основаниях. На общих основаниях назначались несовершеннолетним и наказания, которые, по справедливому мнению Н. И Крюковой, были несовместимы с социальным статусом несовершеннолетнего, степенью его физического и духовного развития (например, ссылка в отдаленные районы Сибири могла быть назначена несовершеннолетнему в возрасте 15 лет).
Уголовная политика в отношении ответственности несовершеннолетних рассматривалась как безразличное отношение государства к лицам, не способным ко вменению, и бездумное, не отвечающее интересам общества, отношение к подросткам, способным ко вменению ("действовавшим с разумением").
Советская уголовно-правовая доктрина при решении этого вопроса отказалась от института способности ко вменению, а индивидуализация наказания (и иных мер социальной защиты) в отношении несовершеннолетних осуществлялась в общем порядке посредством широкого судейского усмотрения.
Правда, ст.18 УК РСФСР 1922 г. предусматривалось, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия. Однако содержание и порядок применения к несовершеннолетним мер медикопедагогического воздействия УК РСФСР 1922 г. не предусматривались. В Общей части рассматриваемого УК отсутствовали какие-либо положения об особенностях освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Можно сделать вывод о том, что и этот (на первый взгляд уголовно-политический) принцип ограничения карательного воздействия на несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности на деле оказался не более чем юридической формой, предписанием о способе решения юридического дела в зависимости от тех или иных обстоятельств, влияющих на усмотрение правоприменителя.
Процедура установления инвалидности
Деятельность человека разнообразна, многогранна и по большей части целенаправлена, представляя собой в самом общем виде совокупность действий, поступков, актов поведения, преследующих, как правило, достижение того или иного результата. Эти действия совершаются в определенной последовательности, пор ...
Общие принципы взаимодействия палат Российского
парламента
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняетс ...
Русское государство в конце XV – середине XVI века»
Объединение Русских земель практически завершилось, органы власти и управления, соответствующий центральному, а не удельному принципу построения и деятельности, только появлялся, в этом и состоит сложность этого времени. Раннефеодальная монархия как орган власти и дворцово-вотчинная система управле ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).