Историко-правовые основы назначения уголовного наказания несовершеннолетним

Страница 1

Выделение в структуре УК РФ главы 14, посвященной особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, по мнению большинства российских ученых, является примером прогрессивного развития российского уголовного права по пути упрочения гарантий законных интересов личности и, в частности, несовершеннолетних. История развития российского уголовного законодательства, предшествовавшая принятию УК РФ 1996 г., свидетельствовала лишь о снисходительном отношении государства к несовершеннолетним. А снисхождение не требует правового обоснования, не имеет собственного правового содержания. Поэтому указанная уголовно-политическая идея могла приобретать в уголовном законе различные формы.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., по справедливому мнению Н.И. Крюковой, ставило решение вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимость от оценки их способности ко вменению, которая трактовалась как субъективная предпосылка ответственности. Малолетние в возрасте до 10 лет признавались невменяемыми (ст.98, 104, 142, 143 Уложения). Ответственность малолетних с 10-летнего возраста наступала в зависимости от наличия у них "разумения". В этом возрасте "зависимость духовных сил отрока от телесного организма и его отправлений еще слишком непосредственная и велика. Отсюда и невозможность а priori решить вопрос о вменении отрокам их противозаконных действий: здесь всё зависит от индивидуальных условий. Там, где будет доказано присутствие сознания и самоопределения, уже возможно вменение; там же, где их нельзя уловить с несомненностью, нет и вменения".

Наказание, назначаемое несовершеннолетним в возрасте от 14 до 17 лет (совершившим преступление "с разумением"), подлежало смягчению с учетом тяжести совершенного преступления на общих основаниях. На общих основаниях назначались несовершеннолетним и наказания, которые, по справедливому мнению Н. И Крюковой, были несовместимы с социальным статусом несовершеннолетнего, степенью его физического и духовного развития (например, ссылка в отдаленные районы Сибири могла быть назначена несовершеннолетнему в возрасте 15 лет).

Уголовная политика в отношении ответственности несовершеннолетних рассматривалась как безразличное отношение государства к лицам, не способным ко вменению, и бездумное, не отвечающее интересам общества, отношение к подросткам, способным ко вменению ("действовавшим с разумением").

Советская уголовно-правовая доктрина при решении этого вопроса отказалась от института способности ко вменению, а индивидуализация наказания (и иных мер социальной защиты) в отношении несовершеннолетних осуществлялась в общем порядке посредством широкого судейского усмотрения.

Правда, ст.18 УК РСФСР 1922 г. предусматривалось, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия. Однако содержание и порядок применения к несовершеннолетним мер медикопедагогического воздействия УК РСФСР 1922 г. не предусматривались. В Общей части рассматриваемого УК отсутствовали какие-либо положения об особенностях освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Можно сделать вывод о том, что и этот (на первый взгляд уголовно-политический) принцип ограничения карательного воздействия на несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности на деле оказался не более чем юридической формой, предписанием о способе решения юридического дела в зависимости от тех или иных обстоятельств, влияющих на усмотрение правоприменителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов
Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов социального использования по договору социального найма неразрывно связано с важнейшим социально-экономическим правом на жилище. Вопрос о том, что собой представляет право на жилище, имеет не только теорет ...

Участие населения в деятельности местного самоуправления как форма его осуществления
Население муниципальных образований также обладает правом принимать участие в деятельности органов местного самоуправления, а не только делегировать свои полномочия. Прежде всего, это предполагает правотворческую инициативу граждан (ст. 26 Закона "Об общих принципах организации местного самоуп ...

Особенности размещения заказа на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка у единственного исполнителя
Статья 55.1. (введена Федеральным законом от 27.07.2006 №142-ФЗ) 1. В случае если не подана ни одна котировочная заявка либо если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядк ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru