Приоритетов в современной правовой политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, терроризмом; выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека, преодоление правового нигилизма, воспитание законопослушной личности и др.
Правовая политика явление сложное и неоднозначное, ее содержание и приоритетные задачи по-разному определяются авторами с учетом как уже сложившихся в научном мире представлений и убеждений, так и имеющихся спорных моментов и дискуссионных проблем.
Остановимся на некоторых из указанных ориентирах и направлениях, имеющих как теоретическое, так и "прикладное" значение.
Реализация идеи правовой государственности предполагает выяснение сложной диалектики соотношения права и государства или государства и права, поиск оптимальных вариантов их взаимодействия в современных условиях. В литературе (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.Н. Кудрявцев, Л.С. Мамут и др.) отмечаются три возможные модели "субординации" между названными феноменами - тоталитарно-этатистская, либерально-демократическая и прагматическая.
Согласно первой из них, государство выше права и им не связано. Вторая исходит из того, что право выше государства, господствует над ним. Эта модель выражает лишь идеал, который в настоящее время недостижим. К нему общество должно стремиться как к конечной цели. Попытки же форсировать процесс, "пришпоривать" общественный прогресс могут лишь скомпрометировать саму идею. Это забегание вперед. А как сказано выше, политика есть искусство возможного.
Третья концепция более реалистична: государство создает право, но считает себя связанным им, подчиняется ему, т.е. самоограничивается во имя общего блага. Вот этой модели, по-видимому, и следует придерживаться как более предпочтительной по сравнению с другими и практически осуществимой на данном этапе развития общества.
Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы, главное - материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача.
Поэтому сегодня главный приоритет в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав человека, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая необходимость, конечно, не снимается), а создание надлежащих условий, гарантий и механизмов для их реализации. Научную мысль в данной гуманитарной области необходимо повернуть в несколько иное русло - не словопрения и фанфары, не восторги и ликования по поводу самого факта признания, закрепления, провозглашения прав и свобод человека, не любование их широтой, значимостью, неотчуждаемостью, а трезвая оценка результатов этого долго ожидавшегося поворота, анализ причин.
Правовая политика выступает в качестве наиболее универсального средства усовершенствования правового обеспечения интересов личности, общества и государства, позволяющего найти разумный компромисс, необходимый для полной реализации прав и свобод человека, развития институтов гражданского общества, формирования сильного государства, способного влиять на общемировые процессы и плодотворно участвовать в межгосударственном правовом сотрудничестве.
Правовая политика, конечно, должна не плестись в хвосте у экономической и других видов политики (хотя она в значительной мере ими обусловлена), а, напротив, по возможности прокладывать им путь, заглядывать в будущее, предупреждать негативные явления и процессы, не забегая вместе с тем вперед там, где условия для правового вмешательства не созрели. В юридической политике, как нигде, важен прогноз и предвидение. Правовая политика должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно их профилактировать.
Правовая политика - это перевод на юридический язык объективных потребностей развития общества, прежде всего экономических. Необходимо всемерно стимулировать честный бизнес, предпринимательство, но решительно противодействовать хищническим инстинктам, криминальным устремлениям. Мафиозный рынок несовместим ни с нормальным правовым регулированием, ни с разумной правовой политикой. Напротив, он опрокидывает, ломает любые рамки и нормы законной деятельности. В этих условиях государство, власть, закон должны проявить свои "лучшие качества", "свой характер", остановить стихию и неуправляемость.
Право призвано играть роль эффективного стабилизатора политической жизни, выражать и защищать справедливость, служить преградой на пути волюнтаристских поползновений лидеров и чиновников всех рангов.
Сущность и содержание понятия государственная власть
Власть - сложное, многоаспектное понятие, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. Власть - это: возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротив ...
Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последст ...
Право на инспектирование и получение информации
Участники соглашения должны уполномочить компетентные органы на предоставление правообладателю достаточной возможности для инспектирования всех задержанных товаров, без ущерба для защиты конфиденциальных сведений (34). Они также должны уполномочить свои власти на предоставление эквивалентной возмож ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).