Между тем ими не принимается во внимание, что в разделе 5 Трудового кодекса РК делает акцент на обеспечение безопасных условий и охраны труда в процессе трудовой деятельности конкретного работника. Необходимо учесть, что Трудовой кодекс РК определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основным направлением государственной политики в области охраны труда согласно ст.306 Трудового кодекса РК является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника.
Поэтому мы с учетом существующих в доктрине уголовного права подходов к определению непосредственного объекта нарушения правил охраны труда и анализа трудового законодательства считаем целесообразным непосредственный объект исследуемого состава преступления определять как общественные отношения, обеспечивающие конституционное право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в целях сохранения его жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Указание на конкретную цель – сохранение жизни и здоровья гражданина, по нашему мнению, подчеркивает значимость охраняемых ст.152 УК РК благ и соответствует общему направлению трудового законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда.
Потерпевшими от нарушения правил охраны труда являются работники предприятия, организации и иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством. Исходя из понимания непосредственного объекта главным условием для привлечения к ответственности за совершение рассматриваемого преступления является обязательное наличие трудовых отношений между работодателем, на производстве которого произошел несчастный случай, и работником-потерпевшим.
Статистические данные свидетельствуют, что наибольшее количество нарушений правил охраны труда отмечается в деятельности частных (средних, малых) предприятий и нелегального бизнеса, работники которых привлекаются для осуществления трудовых обязанностей без соблюдения элементарных правил приема на работу, установленных Трудовым кодексом РК: заключения трудового договора, прохождения медицинского осмотра, проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности и т.д. В особенности такая ситуация имеет место в отношении работников, получивших название "гастарбайтеры" (в дословном переводе с немецкого "работники-призраки"). Поэтому на практике возникает вопрос, можно ли в качестве потерпевших от нарушения правил охраны труда рассматривать лиц, трудовые отношения с которыми не были оформлены в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Одним из главных элементов преступного нарушения правил охраны труда является объективная сторона, которая в изучаемом составе преступления характеризуется тремя обязательными условиями:
1) общественно опасным деянием нарушение правил охраны труда;
2) наступившими общественно опасными последствиями;
3) причинно-следственной связью между деянием и наступившими последствиями.
Таким образом, коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные правовые акты представляют интерес, если они содержат нормы трудового права. Тем самым законодатель прямо закрепляет обязанность следователя и судьи в процессе квалификации преступного нарушения правил охраны труда обращаться не только к Трудовом кодексе РК, законам, указам Президента, постановлениям Правительства РК, нормативно-правовым актам органов исполнительной власти РК и органов местного самоуправления, но и к коллективному договору, трудовому соглашению и соответствующим локальным актам организации (приказам, распоряжениям, инструкциям и др.).
Трудно не согласиться с позицией ученых, что положения Конституции должны воспроизводиться дословно, либо необходимо использовать бланкетную норму, указывающую на соответствующее положение Основного закона.
Субъект преступного нарушения правил охраны труда специальный, признаки которого прямо названы в диспозиции ч.1 ст.152 УК РК: это лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда.
Административная ответственность
Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. Под экологическим правонарушениемпризнается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на пр ...
Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в
области охраны и использования животного мира
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира перечислены в ст. 5 Закона. К ним относятся: - определение государственной политики в области охраны и использования животного мира. Государственная политика в области охраны и использован ...
Открытие
банковского счета
Каждое регистрирующееся юридическое лицо обязано открыть счет банке. В соответствии с Налоговым кодексом РФ банки открывают счета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельств о регистрации и постановке на учет в налоговом органе. В свою очередь банк долже ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).