Право и закон » Способы реализации норм административного права » Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Страница 1

В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Мифология давала членам племени общие представления о надлежащем и запрещенном (например, запрещалось убийство членов данного клана, людоедство и т.п.). Нарушители подвергались суровым карам (избиению, изгнанию из клана, смертной казни). В дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил поведения человека. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказанием при жизни или неминуемо после смерти.

В античных государствах (Греция, Рим) обозначается четкая граница между одобряемым поведением, соответствующим справедливым нормам, и отклоняющимся от этих норм поведением.

В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» латинского происхождения (norma) и означает буквально: «регулирующее начало, правило, образец».

Если обратиться к словарю Даля, можно обнаружить, что «норма - это общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример; нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность .».

Иными словами, норма - это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. В юридической науке все действующие в обществе нормы называются юридическими нормами и представляют собой общеобязательные веления, которые облекаются в различные формы властных предписаний, регулирующих огромное множество общественных отношений.

Нормы права - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Вопрос понятия административно-правовой нормы достаточно широко и подробно изучен административным правом. Вместе с тем он продолжает оставаться актуальным и порождает множество дискуссий среди ученых-административистов. Проанализируем некоторые варианты определения административно-правовой нормы.

Профессор Н.Ю. Хаманева видит в административно-правовой норме «правило поведения, регулирующее общественные отношения управленческого характера». По ее мнению, нормами административного права регулируется довольно широкий круг общественных отношений, которые возникают как внутри системы исполнительной власти, так и за ее пределами. Автор перечисляет достаточно широкий спектр отношений, регулируемых административно-правовыми нормами, возникающих между субъектами исполнительной власти и другими участниками административно-правовых отношений (государственные предприятия, учреждения, организации, как находящиеся, так и не находящиеся в организационной подчиненности данных субъектов; исполнительные органы системы местного самоуправления; коммерческие структуры; общественные объединения; религиозные организации; граждане). Давая характеристику административно-правовым нормам, Н.Ю. Хаманева подчеркивает их общеобязательность, публичность, упорядоченность, правоприменительность, иерархичность.

Хотелось бы заметить, что Н.Ю. Хаманева отводит административно-правовой норме чисто номенклатурно-аппаратную роль, а ведь они распространяют свои правила поведения, адресованные не только вышеуказанным субъектам, но и всем иным возможным участникам регулируемых управленческих отношений.

Профессор Ю.А. Тихомиров предлагает понять смысл административно-правовой нормы через понимание такого феномена, как административно-правовое сознание. Именно оно и управленческая культура, по мнению автора, влияют на составление, композицию, толкование и применение административно-правовых норм.

Автор не формулирует трактовки административно-правовой нормы в ее четком определении, но вместе с тем выделяет следующие характерные для нее черты: « .ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов; односторонне-властное волеизъявление стороны; широкая сфера усмотрения; преобладание директивно-обязательных норм; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение административных санкций за правонарушения».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Роль органов внутренних дел и участковых инспекторов милиции в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан
В соответствии с Законом ПМР № 367-3-III от 5 ноября 2003г. " Об обращениях граждан", нарушение их рассмотрения, волокита, бюрократическое отношение к письмам влекут дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц. В случае причинения существенного вреда государственным или общест ...

Определение понятия
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный к ...

Законодательные функции
Законодательные функции о которых мы имели случай го­ворить, когда излагали теорию закона и ко­торые сводятся к изданию различных установлений особо повышенной силы действия. Издавая такие положения, государ­ство как бы особо подчеркивает связанность своей воли тем, что ею было принято и положено. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru