Право и закон » Способы реализации норм административного права » Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Страница 2

Профессор Д.Н. Бахрах также не дает четкого определения, но под административно-правовой нормой понимает «установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти». Автор подчеркивает органичность включения каждой правовой нормы в отраслевую систему, без которой норма существовать и действовать не может.

Достаточно подробная характеристика административно-правовой нормы предлагается профессором Ю.М. Козловым. В данном правовом феномене он видит «устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления)». Самое главное предназначение административно-правовой нормы автор усматривает в установлении ею точного соответствия требованиям законности всех участников, действующих в сфере государственного управления. Этим показателем определяется регулирующее назначение данной нормы. Уникальность административно-правовой нормы усматривается также в ее способности создавать правовой режим поведения сторон - участников управленческих отношений. Данный режим, по мнению автора, создается путем заложенных в норме предписаний, дозволений и запрещений.

В процессе анализа данного правового института автор выделяет также проблему соотношения правоприменения и правотворчества. Любая правовая норма является продуктом правотворчества, и административно-правовые нормы не являются здесь каким-либо исключением. Наоборот, их уникальность заключается в том, что они самопорождаемы, поскольку достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти самими ее субъектами. Однако такие нормы носят подзаконный характер, поскольку они создаются на основании Конституции РФ, а также ряда других законодательных актов, обладающих более значимой юридической силой. Предназначение таких подзаконных норм автор видит в том, что они детализируют и конкретизируют нормы законов.

Суммируя вышесказанное, выделим особенности административно-правовых норм:

1) административно-правовые нормы отражают наиболее важные для административного права общественные отношения, которые существуют и видоизменяются в сфере деятельности исполнительной власти (в сфере государственного управления);

2) административно-правовые нормы представляют собой модель управленческих общественных отношений, поскольку моделируют не только правила поведения в указанной сфере, но и состояние общественных отношений в сфере государственного управления;

3) административно-правовые нормы обладают общеобязательным характером в сфере государственного управления, что означает неукоснительное их соблюдение и исполнение каждым участником административно-правовых отношений;

4) административно-правовые нормы оказывают управляющее воздействие на поведение в указанной сфере;

5) административно-правовые нормы отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений и связей, происходящих в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления) как следствие их повторяемости, что происходит способом обобщения и выделения существенных признаков управленческой деятельности;

6) административно-правовые нормы ориентированы на удовлетворение публичных интересов;

7) административно-правовые нормы несут в себе односторонне-властное волеизъявление стороны, поскольку в них преобладает формула "власть - подчинение";

8) административно-правовые нормы своей целью имеют установление точного соответствия требованиям законности всех участников, действующих в сфере государственного управления;

9) административно-правовые нормы обладают способностью самопорождаться, поскольку достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти самими ее субъектами;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие и сущность приоритетного национального проекта «Образование»
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005г. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство». При проработ ...

Примеры нормативно-правовых актов и комментарии
В следующей части данной работы будут рассмотрены применение терминов «контроль» и «надзор» в нормативно-правовых документах, их отличия. Автор провёл поиск нормативно-правовых документов Украины, в которых используются вышеуказанные термины. Следует сказать, что в Конституции Украины (редакция от ...

Дипломатический корпус
В узком смысле дипломатический корпус – это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле – совокупность всех членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном госуд ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru