Право и закон » Способы реализации норм административного права » Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Страница 2

Профессор Д.Н. Бахрах также не дает четкого определения, но под административно-правовой нормой понимает «установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти». Автор подчеркивает органичность включения каждой правовой нормы в отраслевую систему, без которой норма существовать и действовать не может.

Достаточно подробная характеристика административно-правовой нормы предлагается профессором Ю.М. Козловым. В данном правовом феномене он видит «устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления)». Самое главное предназначение административно-правовой нормы автор усматривает в установлении ею точного соответствия требованиям законности всех участников, действующих в сфере государственного управления. Этим показателем определяется регулирующее назначение данной нормы. Уникальность административно-правовой нормы усматривается также в ее способности создавать правовой режим поведения сторон - участников управленческих отношений. Данный режим, по мнению автора, создается путем заложенных в норме предписаний, дозволений и запрещений.

В процессе анализа данного правового института автор выделяет также проблему соотношения правоприменения и правотворчества. Любая правовая норма является продуктом правотворчества, и административно-правовые нормы не являются здесь каким-либо исключением. Наоборот, их уникальность заключается в том, что они самопорождаемы, поскольку достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти самими ее субъектами. Однако такие нормы носят подзаконный характер, поскольку они создаются на основании Конституции РФ, а также ряда других законодательных актов, обладающих более значимой юридической силой. Предназначение таких подзаконных норм автор видит в том, что они детализируют и конкретизируют нормы законов.

Суммируя вышесказанное, выделим особенности административно-правовых норм:

1) административно-правовые нормы отражают наиболее важные для административного права общественные отношения, которые существуют и видоизменяются в сфере деятельности исполнительной власти (в сфере государственного управления);

2) административно-правовые нормы представляют собой модель управленческих общественных отношений, поскольку моделируют не только правила поведения в указанной сфере, но и состояние общественных отношений в сфере государственного управления;

3) административно-правовые нормы обладают общеобязательным характером в сфере государственного управления, что означает неукоснительное их соблюдение и исполнение каждым участником административно-правовых отношений;

4) административно-правовые нормы оказывают управляющее воздействие на поведение в указанной сфере;

5) административно-правовые нормы отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений и связей, происходящих в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления) как следствие их повторяемости, что происходит способом обобщения и выделения существенных признаков управленческой деятельности;

6) административно-правовые нормы ориентированы на удовлетворение публичных интересов;

7) административно-правовые нормы несут в себе односторонне-властное волеизъявление стороны, поскольку в них преобладает формула "власть - подчинение";

8) административно-правовые нормы своей целью имеют установление точного соответствия требованиям законности всех участников, действующих в сфере государственного управления;

9) административно-правовые нормы обладают способностью самопорождаться, поскольку достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти самими ее субъектами;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Разделение властей в истории
Разделение властей - одна из основных черт современного правового государства. Разделение властей - это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это - законод ...

Понятие функций государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное ...

Сфера применения права, обязанности и ответственности поручителя
Договор поручительства используется как способ обеспечения исполнения обязательств должника перед кредитором. Является видом личного обеспечения, поэтому надежность поручительства для кредитора зависит от платежеспособности поручителя. Применяется договор поручительства в банковской деятельности дл ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru