Право и закон » Способы реализации норм административного права » Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Теоритические аспекты административно-правовой нормы

Страница 2

Профессор Д.Н. Бахрах также не дает четкого определения, но под административно-правовой нормой понимает «установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти». Автор подчеркивает органичность включения каждой правовой нормы в отраслевую систему, без которой норма существовать и действовать не может.

Достаточно подробная характеристика административно-правовой нормы предлагается профессором Ю.М. Козловым. В данном правовом феномене он видит «устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления)». Самое главное предназначение административно-правовой нормы автор усматривает в установлении ею точного соответствия требованиям законности всех участников, действующих в сфере государственного управления. Этим показателем определяется регулирующее назначение данной нормы. Уникальность административно-правовой нормы усматривается также в ее способности создавать правовой режим поведения сторон - участников управленческих отношений. Данный режим, по мнению автора, создается путем заложенных в норме предписаний, дозволений и запрещений.

В процессе анализа данного правового института автор выделяет также проблему соотношения правоприменения и правотворчества. Любая правовая норма является продуктом правотворчества, и административно-правовые нормы не являются здесь каким-либо исключением. Наоборот, их уникальность заключается в том, что они самопорождаемы, поскольку достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти самими ее субъектами. Однако такие нормы носят подзаконный характер, поскольку они создаются на основании Конституции РФ, а также ряда других законодательных актов, обладающих более значимой юридической силой. Предназначение таких подзаконных норм автор видит в том, что они детализируют и конкретизируют нормы законов.

Суммируя вышесказанное, выделим особенности административно-правовых норм:

1) административно-правовые нормы отражают наиболее важные для административного права общественные отношения, которые существуют и видоизменяются в сфере деятельности исполнительной власти (в сфере государственного управления);

2) административно-правовые нормы представляют собой модель управленческих общественных отношений, поскольку моделируют не только правила поведения в указанной сфере, но и состояние общественных отношений в сфере государственного управления;

3) административно-правовые нормы обладают общеобязательным характером в сфере государственного управления, что означает неукоснительное их соблюдение и исполнение каждым участником административно-правовых отношений;

4) административно-правовые нормы оказывают управляющее воздействие на поведение в указанной сфере;

5) административно-правовые нормы отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений и связей, происходящих в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления) как следствие их повторяемости, что происходит способом обобщения и выделения существенных признаков управленческой деятельности;

6) административно-правовые нормы ориентированы на удовлетворение публичных интересов;

7) административно-правовые нормы несут в себе односторонне-властное волеизъявление стороны, поскольку в них преобладает формула "власть - подчинение";

8) административно-правовые нормы своей целью имеют установление точного соответствия требованиям законности всех участников, действующих в сфере государственного управления;

9) административно-правовые нормы обладают способностью самопорождаться, поскольку достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти самими ее субъектами;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Институт юридической ответственности в российском праве: историко-правовой обзор
Институт юридической ответственности возник в период становления государства и права. Предпосылки юридической ответственности формировались в системе социального регулирования и социальной ответственности доклассового строя, а возникновение ее было подготовлено развитием социальной ответственности. ...

Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности
Для эффективности деятельности юридического лица важное значение имеет имущественное положение, вместе с тем нельзя не сказать о значении нематериальных активах или по другому: средства индивидуализации юридического лица (наименование, место нахождения, деловая регистрация), средства идентификации ...

Правовое регулирование применения телекоммуникационных средств связи при совершении электронной сделки
Для начала следует определиться, что же понимается под телекоммуникационными средствами связи. Под телекоммуникационным средством связи понимается информационно-телекоммуникационная сеть. В ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дано определение информационно-телек ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru