Право и закон » Конституционное развитие России » Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов

Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов

Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше. Кроме того, принятие этого акта ознаменовало собой новый этап в формировании государственности в России – наша страна вступила во вновь образованный Союз Советских Социалистических Республик. С этим связано то обстоятельство, что указанный акт во многом дублировал положения принятой годом ранее Конституции СССР. Однако все же Конституция 1925 года имела ряд особенностей. Рассмотрим наиболее характерные из них:

1) она закрепила вхождение РСФСР в состав СССР на правах союзной республики;

2) была утверждена передача части полномочий РСФСР органам власти союзного государства по предметам его компетенции;

3) была установлена система органов государственной власти, соответствующая конституционной модели соподчинения союзным органам;

4) Конституция 1925 года уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР.

Таким образом, вновь принятая Конституция РФСР, закрепившая новый статус России как участника СССР, не добавила ничего кардинально нового к положениям Конституции 1918 года. Указанный акт просуществовал на протяжении чуть более десяти лет.

Стоит отметить, что начиная с Конституции РСФСР 1925 года, все последующие подобные акты советского периода принимались в соответствие с изменениями в союзном конституционном законодательстве. Так, например, последующая Конституция, принятая Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов от 21 января 1937 года, также во многом дублировала положения Конституции СССР 1936 года. Так, например, в главу XI указанного документа также был включен перечень экономических, социальных, политических и личных прав граждан, как это имело место в главе Х Конституции СССР. Важным также является закрепление конституционного статуса коммунистической партии как руководящего ядра советского общества. При этом, однако, рассматриваемая Конституция имела и ряд своих отличительных особенностей:

1) в ней более подробно, чем в Конституции СССР 1936 года, определялись вопросы ведения РСФСР;

2) данный акт детальнее закреплял компетенцию высших органов государственной власти и управления республики;

3) положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей получили большую конкретизацию;

4) было расширено конституционное регулирование местного самоуправления.

Надо сказать, что Конституция 1937 года неоднозначно оценивается различными авторами. Дело в том, что принятие данного акта совпало по времени с пиком сталинских репрессий и фактическим государственным переворотом, окончательно установившим режим личной власти. В связи с этим Конституция 1936 года во многом не отражала реальное положение дел. Положения "Конституции победившего социализма" о свободе совести, свободе слова и так далее на практике фактически не осуществлялись.

В силу того, что последующий конституционный акт был принят по истечении более чем сорока лет, в рассматриваемую Конституцию вносились изменения, которые, прежде всего, касались:

1) структуры государства в силу расширения его территории;

2) расширения прав субъектов РСФСР;

3) совершенствования системы и уточнения наименования и компетенции государственных органов;

4) принятия в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти после 1953 года;

5) расширения гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан.

Смотрите также:

Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на ...

Структура судебной системы российской федерации
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российс ...

Концепция единого понятия иска имеющего две стороны: материальную и процессуальную
Прежде всего, хотелось бы отметить, что концепция единого понятия иска, имеющего две стороны: материальную и процессуальную сформировалась позднее и ее положения нашли свое отражение в поздних работах А.Ф. Клейнмана и А.А. Добровольского, ее придерживаются Д.И. Белиловский, И. А. Жеруолис, Д. М. Че ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru