Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше. Кроме того, принятие этого акта ознаменовало собой новый этап в формировании государственности в России – наша страна вступила во вновь образованный Союз Советских Социалистических Республик. С этим связано то обстоятельство, что указанный акт во многом дублировал положения принятой годом ранее Конституции СССР. Однако все же Конституция 1925 года имела ряд особенностей. Рассмотрим наиболее характерные из них:
1) она закрепила вхождение РСФСР в состав СССР на правах союзной республики;
2) была утверждена передача части полномочий РСФСР органам власти союзного государства по предметам его компетенции;
3) была установлена система органов государственной власти, соответствующая конституционной модели соподчинения союзным органам;
4) Конституция 1925 года уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР.
Таким образом, вновь принятая Конституция РФСР, закрепившая новый статус России как участника СССР, не добавила ничего кардинально нового к положениям Конституции 1918 года. Указанный акт просуществовал на протяжении чуть более десяти лет.
Стоит отметить, что начиная с Конституции РСФСР 1925 года, все последующие подобные акты советского периода принимались в соответствие с изменениями в союзном конституционном законодательстве. Так, например, последующая Конституция, принятая Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов от 21 января 1937 года, также во многом дублировала положения Конституции СССР 1936 года. Так, например, в главу XI указанного документа также был включен перечень экономических, социальных, политических и личных прав граждан, как это имело место в главе Х Конституции СССР. Важным также является закрепление конституционного статуса коммунистической партии как руководящего ядра советского общества. При этом, однако, рассматриваемая Конституция имела и ряд своих отличительных особенностей:
1) в ней более подробно, чем в Конституции СССР 1936 года, определялись вопросы ведения РСФСР;
2) данный акт детальнее закреплял компетенцию высших органов государственной власти и управления республики;
3) положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей получили большую конкретизацию;
4) было расширено конституционное регулирование местного самоуправления.
Надо сказать, что Конституция 1937 года неоднозначно оценивается различными авторами. Дело в том, что принятие данного акта совпало по времени с пиком сталинских репрессий и фактическим государственным переворотом, окончательно установившим режим личной власти. В связи с этим Конституция 1936 года во многом не отражала реальное положение дел. Положения "Конституции победившего социализма" о свободе совести, свободе слова и так далее на практике фактически не осуществлялись.
В силу того, что последующий конституционный акт был принят по истечении более чем сорока лет, в рассматриваемую Конституцию вносились изменения, которые, прежде всего, касались:
1) структуры государства в силу расширения его территории;
2) расширения прав субъектов РСФСР;
3) совершенствования системы и уточнения наименования и компетенции государственных органов;
4) принятия в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти после 1953 года;
5) расширения гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан.
Понятие и виды выборов. Государственная автоматизированная система «выборы»
В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу ...
Разработка стратегии развития
муниципального образования
Местное самоуправление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с ним, ощущая его насущные проблемы, местные власти должны управлять портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах стратегического управления. До недавнего времени самой по ...
Современный этап развития института непосредственного управления
многоквартирным домом
Как уже говорилось выше, закон от 24 Декабря 1992 «Об основах федеральной жилищной политики» неоднократно подвергался редакциям, заменяя своей нормативной базой Жилищный кодекс РСФСР. Однако наступил момент, когда появилась необходимость, весь объём накопившихся правовых норм в жилищном законодател ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).