Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Принято различать правовые и неправовые формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.
Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:
1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;
2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.
К неправовым формам относятся:
1) организационно-регламентирующая – текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;
2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;
3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Методы осуществления функций государства многообразны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.
Убеждать – значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Принуждать – значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.
Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.
Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует.
Таким образом, функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.
Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект– определённая сфера общественных отношений (экономика, культура, международные отношения, политика, социальная сфера), на которую направлено государственное воздействие.
Сроки испытания
По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев. Отдельным категориям работников срок испытания может быть установлен не свыше шести месяцев. К ним относятся руководители организации, их заместители, главные бухгалтера организации и их заместители, а также руководители филиалов, пр ...
Защита прав потребителя при обнаружении недостатков в выполненной
работе
В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, а при наличии гарантийных сроков - в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав ...
Законодательное определение
Статья 635. Предварительный договор 1. Преварительным является договор, стороны которого обязуются на протяжении определенного срока (в определенный срок) заключить договор в будущем (основной договор) на условиях, установленных предварительным договором. Законом могут быть установлены ограничения ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).