Основной исторической вехой в формировании земельных отношений, с которой сопряжено начало построения в России монополистического капитализма, явилась земельная реформа 1861 года, сущностью которой явилась отмена правового прикрепления крестьян к личности феодалов с синхронной передачей земель феодалов крестьянским общинам. Внутри указанной общины крестьянской семье было предоставлено право употребления земельного надела за установленную законом оброчную подать. Надельная земля становилась собственностью крестьян по переводе указанного общества на выкуп, но и тогда права собственника приобретали не отдельные домохозяева, а лишь крестьянская община в общем. А раз община представлялась собственником всех крестьянских земель, то она и обладала правом переделять их между собственными членами на уравнительных основах. Выравнивание земельных наделов неотвратимо вело к раздробленности угодий, отбивало любое желание проявлять заботу о плодородии почвы и вызывало крайне нездоровый в хозяйственном отношении режим землепользования.
Все земли в 1917 году были обращены во всенародное достояние, право частной собственности на землю отменили, все сделки по отчуждению земельных участков были запрещены. «Общенародная» собственность в скором времени была реорганизована в государственную, а право распоряжения землей народа было передано уполномоченным государственным органам. Таким образом образовался порядок предоставления, а также изъятия земельных участков административным актом. В ходе всего этапа строительства социализма земля была предоставлена частным лицам лишь в пользование. Сельское хозяйство насильственно перевели на коллективное землепользование, в связи с этим были ускорены процессы переселения сельских жителей в города.
За десятилетия Россия из аграрного государства стала урбанистическим. Принятие за базу аграрной политики положения агрохимического земледелия привело к существенному ухудшению положения земельных ресурсов, что вынудило уделять существенное внимание проблемам рационализации землепользования, сохранения и совершенствования земель и их охраны.
Однако, исключительность государственной собственности на землю зародила правоотношения государственного управления земельными ресурсами: землеустройства, государственного контроля над употреблением земель, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга, планирования употребления земель и их зонирования. Необходимость урегулирования новейших видов земельных отношений вызвала необходимость издания новых правовых актов.
Коренная перемена указанного земельного строя началась в 1990 году. Частью указанных преобразований явились земельная и аграрная реформы, в процессе которых возвратилось право частной собственности на землю, был разрешен гражданско-правовой оборот земли, земельный участок был признан недвижимым имуществом, а его собственники были принуждены к выплате земельно-правовых платежей. Государство перестало быть монопольным обладателем земли.
Государственная собственность была разграничена на собственность РФ и собственность субъектов РФ; вместе с этим, стала образовываться муниципальная собственность. В то же время был запущен маховик приватизации: юридическим лицам разрешили приобретать земельные участки под приватизированными предприятиями, а также объектами недвижимого имущества, а гражданам было разрешено переоформлять в частную собственность земельные участки, которые предоставлялись в социальных целях.
Граждане, которые не имели земельных участков вовсе, приобрели право на их формально-бесплатное приобретение в собственность из состава малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, а также нарушенных земель по малым нормам (6 – 12 соток) и под контролем административных органов. С изданием нового Земельного кодекса РФ в 2001 году период бесплатной приватизации был закончен, и предоставление земельных участков в частную собственность, по общей норме, стало происходить возмездно и на торгах.
Итоги указанной реформы оказались безрадостны: большое сельскохозяйственное производство было разрушено, мелкое товарное производство не сформировано, население для самовыживания было переведено на ведение натурального хозяйства на приусадебных земельных участках, сельские территории были подвержены запустению и деградации, а государство в общем утратило продовольственную безопасность.
Концепция единого понятия иска имеющего две
стороны: материальную и процессуальную
Прежде всего, хотелось бы отметить, что концепция единого понятия иска, имеющего две стороны: материальную и процессуальную сформировалась позднее и ее положения нашли свое отражение в поздних работах А.Ф. Клейнмана и А.А. Добровольского, ее придерживаются Д.И. Белиловский, И. А. Жеруолис, Д. М. Че ...
Социальная защита детей в сфере образования
Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внима ...
Понятие и особенности правового регулирования договора поставки
Договор поставки - один из наиболее применяемых в предпринимательской деятельности договоров. Он направлен на возмездное перенесение права собственности (иного вещного права) на товар от продавца (поставщика) на покупателя. Этот договор является одним из основных видов договора купли-продажи. Догов ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).