Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.
В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования организаций.
Распорядительный – характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий. Учитывая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государственного органа) является основанием для учреждения унитарного предприятия и не отменяет его последующую регистрацию, данный способ можно назвать учредительно–распорядительным.
Разрешительный - предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга производится с согласия антимонопольного органа.
Явочно-нормативный - не требует согласия каких-либо третьих лиц, в т. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдение порядка образования, после чего следует регистрация коммерческой организации.
Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:
инициатива образования;
подготовка учредительных документов;
согласование наименования создаваемой коммерческой организации с регистрирующим органом;
формирование уставного (складочного) капитала;
государственная регистрация.
Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.
В юридической литературе в качестве целей государственной регистрации называю следующие:
осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определёнными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
проведение налогообложения;
получение государственных сведений статистического учёта для осуществления мер регулирования экономики;
предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
Процедура государственной регистрации детально урегулирована Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждённым Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
В соответствии с п.13 вышеуказанного Положения регистрирующими органами в Республике Беларусь являются: Национальный банк, Министерство финансов (прим. в п. 13 Положения о регистрации речь идёт о Комитете по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, однако в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2001 г. № 1448 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 № 516 указанный орган государственного управления ликвидирован, а его функции в соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов» возложены на Министерство финансов), администрации свободных экономических зон, областные (Минский городской) исполнительные комитеты.
Ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства
За нарушение требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Юридическая ответственность осуществляется в административном и судебном порядке. В частности, гражданско-правовая ...
Допрос подозреваемого, обвиняемого
Допрос подозреваемого, обвиняемого является одним из важных следственных действий, которое способствует раскрытию преступления. В криминалистике данному вопросу уделяли внимание Н.И. Порубов [42], А.Н. Васильев и Л.М. Карнеева [27], А.Б. Соловьев [44] и др. криминалисты. Перед допросом подозреваемо ...
Объект и объективная сторона состава преступления – нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Рассмотрим объект преступления с точки зрения гражданского, уголовного и административного права. С точки зрения гражданского права Объекты гражданских прав - в праве - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являю ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).