Право и закон » Гражданское право на образование » Анализ ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 года и проекта ФЗ «Об образование» 11.02.2010 года

Анализ ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 года и проекта ФЗ «Об образование» 11.02.2010 года

Страница 3

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

конституцией РФ;

законом «Об образовании»;

федеральным законом о высшем образовании;

иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

«непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 22.08.1996 №125 – ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».

Принятый через четыре года после появления базового закона – Закона об образовании, – Федеральный закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.

В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в образования, наряду с Законом об образовании и Федеральным законом о высшем образовании, присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования.

«Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность», частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, – эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.

Многочисленные «непрофильные» законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации;

федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;

федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;

федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений;

федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

указы Президента РФ, среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования; указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования;

постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее – Министерства образования РФ);

нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.

Многочисленные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Гражданское общество: понятие и сущность
Выяснение понятия «гражданское общество» необходимо не только в чисто познавательных целях. Сегодня в Российской Федерации довольно активно формируются институты гражданского общества. В этих условиях и возникает потребность в осмыслении соотношения между государством и гражданским обществом, в выя ...

Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности
Современное законодательство не содержит легального и точного определения освобождения от уголовной ответственности, но это не мешает дать понятие самостоятельно. Основываясь на проведенном анализе главы 11 УК РФ можно сказать, что освобождение от уголовной ответственности - это отказ государства о ...

Администрация Президента Российской Федерации
Прежде чем ознакомится с подробным перечнем видов деятельности, осуществляемых Управлением пресс-службы и информации Президента РФ, остановимся кратко на основных функциях и задачах, осуществляемых Администрацией Президента в рамках конституционных полномочий. В соответствии с Конституцией РФ Прези ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru