Понятие и значение референдума

Страница 1

Общая характеристика референдума

В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Сам термин «референдум» происходит от латинского слова «referendum» – «то, что должно быть сообщено». Референдум – это форма непосредственной демократии, которая выражается в голосовании избирателей для принятия решений по общегосударственным и местным вопросам. В юридической литературе имеются и иные определения референдума, однако все они связываются с проведением голосования по определенным вопросам. Голосование избирателей иногда называют еще и плебисцитом (от латинского слова «plebiscitum» – что означает решение народа). С юридической точки зрения различий между этими терминами не имеется, хотя некоторые ученые полагают, что термин плебисцит применяется в тех случаях, когда, принимаемые путем голосования, решения имеют наиболее важный характер для государства.

Референдумы чаще всего подразделяются на обычные референдумы и конституционные референдумы. Для обычных референдумов характерно то, что для принятия решения требуется, чтобы за него проголосовало простое большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Референдумы, связанные с принятием решения о внесении изменений в Конституцию, принятием Конституции и др. чаще всего принимаются квалифицированным большинством голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или большинством голосов избирателей, внесенных в списки для голосования. Так, в соответствии со статьей 140 Конституции Республики Беларусь решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума (конституционный референдум) считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Для обычного же референдума характерно принятие решения, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании (а не внесенных в списки для голосования, как при конституционном референдуме). Причем, такой референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки (статья 121 Избирательного Кодекса Республики Беларусь). Таким образом, для принятия решения на конституционном референдуме требуется волеизъявление значительно большего количества граждан.

В юридической литературе иногда различаются также обязательные и консультативные референдумы. Решение обязательного референдума является окончательным и в каком-либо утверждении не нуждается. Для консультативного референдума характерно то, что его решение не имеет обязательной юридической силы и должно только учитываться правотворческими органами при принятии (издании) нормативных правовых актов. В Республике Беларусь по ранее действовавшему Закону о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь также предусматривалось деление референдумов по их юридической силе на обязательные и консультативные. На республиканских референдумах 1995 и 1996 годов часть вопросов имела обязательный характер, а другая часть вопросов – консультативный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Классификация правовых систем
В основе классификации правовых систем на правовые блоки (семьи) лежат следующие критерии (признаки): исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, комплексно-юридические, культурно-правовые, религиозно-этнические, географические, расовые. На основе различных критериев - идеологии (р ...

Некоторые вопросы формы государственного правления в России
По общему мнению, форма правления представляет собой ведущий элемент формы государства. В правовой науке существуют два подхода к определению формы правления — широкий и узкий. Первый в содержание формы правления включает порядок формирования и деятельности всех высших (центральных) органов государ ...

Виды толкования норм права
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное. 1.Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга и ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru