Понятие и значение референдума

Страница 2

Так, в 1995 году обязательный характер имели вопросы об установлении нового Государственного флага и нового Государственного герба, о придании русскому языку одинакового статуса с белорусским языком, о поддержке действий Президента Республики Беларусь, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. Консультативный характер носил вопрос о возможности досрочного прекращения полномочий Верховного Совета в случае грубого или систематического нарушения им Конституции. На референдуме 1996 года обязательный характер имели вопросы Президента о перенесении Дня независимости (День республики) на 3 июля и о принятии Конституции 1994 года и изменениями и дополнениями, предложенными Президентом, а также вопросы Верховного Совета о принятии Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев и о выборности руководителей местных органов исполнительной власти непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы. Консультативный характер носили вопросы Президента об отмене смертной казни и о свободной купле-продаже земли, а также вопрос Верховного Совета о финансировании всех ветвей власти гласно и только из государственного бюджета.

Избирательный Кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году, уже не предусматривает деления референдумов на обязательные и консультативные. Такая позиция законодателя представляется оправданной, так как консультативный референдум мало отличается от так называемого «всенародного опроса», закрепленного еще в конституциях СССР и БССР советского периода, и который не имел обязательного характера. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых ученых, консультативный референдум или всенародный опрос обладает «морально обязывающей силой», и власти в демократическом государстве обычно считаются с выраженным таким образом мнением избирателей.

Традиционным считается также и деление референдумов на общегосударственные (республиканские) и местные (региональные). В Конституции Республики Беларусь предусмотрены как республиканские (статьи 73 и 74 Конституции), так и местные (статьи 73 и 75 Конституции) референдумы. В соответствии со статьей 112 Избирательного Кодекса Республики Беларусь на республиканские референдумы могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь, а на местные референдумы – вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Избирательный Кодекс определяет также перечень вопросов, которые не могут выноситься на республиканский и местные референдумы.

Так, на республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Особенности проведения отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования
Содержание и последовательность первоначальных следственных действий во многом зависят от типичных следственных ситуаций, сложившихся в начале расследования. Одним из самых важных следственных действий, проводимых в целях получения информации о расследуемом разбое, является осмотр места происшестви ...

Гражданско-правовые гарантии
Гражданский кодекс РФ содержит гарантии неприкосновенности личности в части обязательств, возникающих из причинения вреда (ст. 1070). Согласно этой статье, гражданско-правовые гарантии включают в себя ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного сле ...

Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства наступает независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Возмещение вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, по общему правилу производится добровольно либо по решению суда или арбитр ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru