Понятие налогового законодательства

Предложенные принципы действия во времени применяются в отношении налогового законодательства. Статья 5 НК РФ, закрепляющая основные принципы действия во времени, называется "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени". Поэтому при рассмотрении проблем действия налогового законодательства во времени возникает вопрос о том, какое законодательство является налоговым. Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Понятие налогового законодательства нуждается в определении с точки зрения двух аспектов:

- формального - какие источники налогового права (формы права) охватываются понятием "налоговое законодательство";

- содержательного - какие акты относятся к законодательству, регулирующему исчисление и уплату налогов и сборов.

Кратко охарактеризуем каждый из этих аспектов.

В теории государства и права понятием "законодательство" охватываются не только законы, но и подзаконные нормативные акты. Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность граждан платить законно установленные налоги и сборы.

По мнению некоторых представителей науки финансового права, требование законного установления налогов и сборов означает, что налоги и сборы должны быть установлены в соответствии с законом или в порядке, предусмотренном законом. Несмотря на такие представления некоторых авторов, можно утверждать, что в науке российского финансового права доктринально обоснован принцип, что налоги и сборы должны быть установлены исключительно актом представительных органов власти.

Так, С.Г. Пепеляев пишет, что понятие "законно установленный" включает и вид правового акта, на основании которого взимаются налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога и сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Принцип установления налогов и сборов исключительно законом обосновывается в многочисленных решениях КС РФ (Постановления от 18 февраля 1997 г. N 3-П, от 11 ноября 1997 г. N 16-П и от 28 марта 2000 г. N 5-П).

Конституционный Суд РФ отмечает, что "налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства . С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связана законодательная форма учреждения налога".

Смотрите также:

Международная защита прав и свобод человека
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценност ...

Исполнение и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 - 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в отгрузочной р ...

Материально-экономическая база защиты детства
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru