Методы правового регулирования оплаты труда

Страница 1

Современное трудовое законодательство Республики Казахстан закрепляет следующие правовые принципы организации оплаты труда:

за равноценный труд производится равная оплата, без какой-либо дискриминации;

оплата труда зависит от трудового вклада работника и максимальным размером не ограничивается;

минимальный размер оплаты труда устанавливается государством, ниже которого заработная плата не может быть установлена;

дифференцированная оплата труда в зависимости от его сложности (квалификации), тяжести, вредности и условий труда;

оплата конкретного работника устанавливается соглашением сторон трудового договора;

форма, система и тарифы оплаты труда устанавливаются коллективными соглашениями;

темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста оплаты труда.

Основной особенностью института оплаты труда на современном этапе рыночных экономических отношений является отказ государства от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Такой подход сохранился только в организациях бюджетной сферы. В настоящее время существует два метода правового регулирования оплаты труда – централизованный (государственный) и децентрализованный (локальный – договорный).

Правовая организация заработной платы, создаваемая двумя методами – централизованным и договорным, – включает установление:

1) государственного минимума заработной платы и систематический его пересмотр в соответствии с изменением прожиточного минимума;

2) дифференциации в оплате труда через тарифную систему и в локальном порядке, в том числе путем надбавок и доплат;

3) на каждом производстве конкретных форм, систем и тарифов оплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также норм труда и сдельных расценок.

В правовую организацию заработной платы входят также:

установление в централизованном и локальном договорном порядке тарифных ставок (окладов), тарификация работ, тарифных разрядов, тарифных сеток и всей тарифной системы.

система основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Известно всего два способа правового регулирования оплаты труда – это государственное нормирование и договорное регулирование.

Государственное нормирование – это установление государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты. В Казахстане государственное нормирование в течение долгих лет являлось главным методом в связи с приоритетом государственной собственности и всепоглощающим государственным контролем за мерой потребления и мерой труда. В настоящее время, в условиях рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет тенденцию к дальнейшему сужению. Государству оставлена защитная функция, при этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия производства как таковые. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания – способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) – это способ косвенного нормирования [11, с.235].

Подоходный налог осуществляется по прогрессивной шкале – та часть дохода, которая не превышает размера минимального заработка, не облагается налогом, а по мере роста доходов увеличивается и ставка налога.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Основания для отказа в праве на реабилитацию
Основания для отказа лицу в праве на реабилитацию, указаны в части 4 ст. 133 УПК РФ, к ним относятся, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду: а) издания акта об амнистии; б) истечения сроков давности; ...

Эволюция и классификация функций государства
Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов и видов государств функции существенно различаются. И все же между ними сохраняется определенная историческая преемственность. Поэтому их можно классифицировать по некоторым общим для государств признакам ...

Какие основные разделы должен содержать типовой договор строительного подряда
Содержание основных разделов типового договора строительного подряда представлено в документе под названием: «Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации. – М.: Концепт, 1999. Утверждены Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстр ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru