Также отметим, что следователю необходима особая психологическая подготовка в тех случаях, когда опознающими являются подозреваемый и обвиняемый. Данные категории лиц при допросах зачастую занимают позицию обороны и не дают в отношении себя показаний. Поэтому следователь прежде всего решает задачу изменения линии поведения допрашиваемого. При преодолении негативной установки подозреваемого и обвиняемого тактика допроса сводится к выяснению необходимых для проведения предъявления для опознания вопросов.
Проведение предшествующего предъявлению для опознания допроса решает задачу уяснения всех обстоятельств наблюдения опознаваемого объекта, таким образом давая возможность судить о целесообразности проведения предъявления для опознания.
Кроме того, деятельность по подготовке к предъявлению для опознания включает в себя выбор времени для предъявления для опознания; выбор условий, наиболее благоприятствующих предъявлению для опознания; приглашение понятых и т.п.
При выборе времени для опознания следует учитывать рекомендации психологов, касающиеся того, что «лучшие результаты опознания получают на 6-7-й день с момента восприятия».
Выбирая место предъявления для опознания, которым чаще всего является кабинет следователя, необходимо помнить о достаточном просторе помещения, для того, чтобы в нём смогли разместиться все участники следственного действия, а также об освещённости. Кроме того, «следует учитывать удалённость предмета от наблюдателя, положение объекта по отношению к линии взора наблюдателя, различное представление лица о цвете объекта при изменении освещения». Учёт всех вышеуказанных факторов позволит добиться положительных результатов проводимого следственного действия. При необходимости следует максимально точно воссоздать те условия освещённости, при которых происходило наблюдение, а также воссоздать иные факторы, которые могут иметь значение при опознании.
Особое значение при предъявлении для опознания имеет грамотное решение организационных вопросов. Так, следователь должен исключить возможность встречи опознающего и опознаваемого до проведения следственного действия. Это требование обуславливается тем, что условия, в которых может произойти встреча, может натолкнуть на мысль о роли каждого лица в предстоящем следственном действии. Например, если опознающий столкнётся в коридоре с лицом, доставляемым в кабинет следователя в наручниках и под конвоем, то вопрос о том, кто является опознаваемым, а кто статистами в предъявлении для опознания, отпадёт сам собой и смысла в проведении следственного действия не будет. В таком случае целесообразно заблаговременно разместить опознающего в отдельной комнате. Важным моментом является определение способа приглашения опознающего в помещение, где должно производиться предъявление для опознания. Способ приглашения не должен порождать сомнения ни у кого из участников следственного действия в том, что опознающий при этом каким-либо образом может быть уведомлен о месте расположения опознаваемого. Наиболее рациональным является вызов опознающего по телефону или селекторной связи. В этом случае помещение, где проводится следственное действие, никто не покидает.
Если же встреча опознаваемого и опознающего до проведения предъявления для опознания всё же состоялась и проводить опознание не имеет смысла, возможным выходом из такой ситуации представляется проведение очной ставки. В таком случае дополнительно следует получить согласие обеих сторон на её проведение.
При осуществлении практической деятельности нередко случается отступление от тактических правил предъявления для опознания. Подобное происходит в том случае, когда процесс узнавания осуществляется дважды – сначала в ходе оперативно-разыскных действий, когда при опросе потерпевшего или свидетеля о признаках преступника ему предъявляются фотоальбому лиц, состоящих на учётах, а затем потерпевшему или свидетелю предъявляется для опознания лицо уже в уголовно-процессуальном порядке – в ходе следственного действия. Отмечается, что в таком случае возможно опознание не преступника, а лица, чью фотографию запомнил опознающий. Для избежания нарушения тактики предъявления для опознания Р.С.Белкин предлагает два варианта. В первом случае, если опознание по фотографиям проводилось до возбуждения уголовного дела, его необходимо задокументировать согласно Федеральному Закону «Об ОРД», где говорится о допустимости «отождествления личности в ходе оперативно-разыскной деятельности». Впоследствии, именно этот факт отождествления может быть использован в качестве доказательства, согласно общему порядку использования результатов ОРД. Второй вариант предполагает отказ от предъявления фотоальбомов и розыск лица по указанным на допросе приметам и его предъявление для опознания после возбуждения уголовного дела. Если же розыск затруднителен, то предъявление фотоальбомов следует осуществлять после возбуждения уголовного дела. В таком случае, такое действие будет являться предъявлением для опознания по фотоснимкам.
Содержание заочного решения
Несмотря на немалые особенности заочного производства, содержание заочного решения аналогично содержанию решения, вынесенного после стандартного разбирательства дела. Порядок изложения содержания судебного решения четко определен ГПК РФ. Хотя процедура заочного производства является упрощенной, рез ...
Исполнение и ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и
договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 - 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в отгрузочной р ...
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
В процессе этого рассмотрения уже не допускаются ни внесение поправок, ни возвращение к обсуждению законопроекта как в целом, так и его отдельных разделов, глав, статей. Поэтому непринятие законопроекта в третьем чтении ведет к прекращению рассмотрения. Но в исключительных случаях и лишь по требова ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).