Основанием же административно - правовой ответственности является совершение административного правонарушения.
Для сравнения: у других видов ответственности основаниями являются:
уголовная - совершение преступления;
дисциплинарная - совершение дисциплинарного проступка;
материальная - гражданско-правовой деликт или причинение материального ущерба (вреда).
Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др. В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: a) ee основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом. Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности, по нормам уголовной ответственности.
Под нарушением дисциплины по нормам трудового права понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями. Таких обязанности закрепляются в большинстве случаев нормами административного права, a их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, влекущее дисциплинарный проступок, но часто дисциплинарный проступок трактуется шире. Tак, федеральные государственные служащие попадают под дисциплинарную ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, но и за превышение своих должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушение трудовой дисциплины, закреплены в ст. 192 ТК. Также законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Tак, взысканиями, которые могут быть применены к государственным служащим, являются: выговор, понижение в должности, замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы; к главам администраций субъектов Российской Федерации замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от должности. Известны также случаи, когда проступок признается дисциплинарным, хотя лицо, его совершившее, не связано с тем или иным коллективом трудовыми, служебными отношениями. К ним относятся учащиеся учебных заведений, лица, проживающие в общежитиях. Администрация соответствующих учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на лиц, виновных в нарушении установленных для них правил и обязанностей. Дисциплинарная ответственность указанных субъектов всецело регламентируется административным правом.
Правовое основание образования и деятельности органов государственного
управления
Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации. В них определяются основные принципы, на которых должна строится деятельность органов государс ...
Элементы договора бытового подряда
Сторонами договора бытового подряда являются заказчик и подрядчик. Заказчик — гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных или иных личных потребностей. Подрядчиком по договору может являться только лицо, профессионально осуществляющее соответствующую подрядную деятельнос ...
Социально-правовое обеспечение государственных служащих
Российской Федерации
Система социально-правового обеспечения государственных служащих включает в качестве основных компонентов денежные средства, органы и учреждения, предоставляющие обеспечение, субъекты обеспечения, виды обеспечения и нормативные правовые акты. Поэтому систему социальной защиты государственных служащ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).