Характеризуя правовой режим использования товарных знаков и наименований мест происхождения товара как средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, приравненных по правовому режиму к интеллектуальной собственности, прежде всего, отметим, что в их отношении установлены механизмы правовой охраны, включающие институт исключительных прав, посредством которого третьи лица юридически отстраняются от возможных актов подражания и копирования используемых управомоченными субъектами обозначений, а также институты права пользования средствами индивидуализации и права использования комплекса исключительных прав.
При этом специфика исключительных прав как юридического инструмента, опосредующего отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием средств индивидуализации, проявляется в следующем:
– во-первых, абсолютный характер исключительного права на некоторые средства индивидуализации предполагает наличие не только персонифицированного обладателя этого права, но и иных юридически независимых субъектов, обладающих тем же правом, что и управомоченный на то персонифицированный субъект (например, право на использование коллективного знака);
– во-вторых, территориальный характер исключительных прав на некоторые средства индивидуализации подвержен известной изменчивости, например, по сравнению с территориальным характером действия исключительного права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы [24].
Это, в частности, происходит благодаря наличию института общеизвестных знаков, режим правовой охраны которых не ограничен территориальными пределами одного государства.
– в-третьих, свои особенности имеет действие права на средства индивидуализации во времени.
Так, правовая охрана общеизвестного знака действует практически бессрочно, тогда как регистрация товарного знака действует (с возможностью неоднократного продления на десятилетний срок) до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в патентный орган.
– в-четвертых, комплексный характер исключительных прав на средства индивидуализации проявляется в отношении последних менее отчетливо, чем в отношении объектов авторского или патентного права [19].
Так, в структуру исключительных прав на средства индивидуализации не входят, например, такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя, право на обнародование. Вместе с тем нельзя не признать, что отдельные права неимущественного характера как элементы исключительного права присутствуют в структуре последнего, но это относится не ко всем средствам индивидуализации. По отношению, например, к товарным знакам в качестве неимущественных прав следует назвать право приоритета, а также право на продление срока действия регистрации товарного знака [21].
В отношении субъектов права на товарный знак следует подчеркнуть, что в Республике Беларусь таковыми выступают как организации, так и граждане (п. 2 ст. 2 Закона). Другими словами товарный знак может быть зарегистрирован на имя коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
При этом в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 3 Закона владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца. Использованием товарного знака признаются его использование владельцем товарного знака либо лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, путем применения товарного знака на товарах, для которых он зарегистрирован, а также на этикетках, упаковках, в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени), на документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, при выполнении работ, оказании услуг либо использовании товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим правовую охрану, предоставленную товарному знаку [5].
Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь, при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или их упаковке.
Подрядные работы для государственных нужд
1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд и его особенности По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанн ...
Цена и оплата работы
Анализ п. 1 ст. 732 и ст. 735 ГК дает основания считать, что договор бытового подряда имеет специфику по сравнению с общими правилами о подряде и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий, при отсутствии соглашения по которым договор считается незаключенным. Заказчик в соответствии с п. ...
Что является законодательной базой
для разработки договоров подряда в России
Законодательной базой для разработки договоров строительного подряда в России, помимо Гражданского кодекса РФ [1], являются Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Методические рекомендации по составлению договоров под ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).