Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Становление системы военного профессионального образования в России

Становление системы военного профессионального образования в России

Страница 1

Профессиональное военное образование в России имеет свою историю. Первые военно-образовательные учреждения появились в конце ХVII – начале ХVIII вв. в ряде стран Западной Европы с появлением регулярных армий. По инициативе Петра I в 1698 г. в Москве открылись артиллерийские и пехотные школы, в Азове – мореходная школа, в 1701 г. – школа математических и навигационных наук.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. образованы артиллерийская, инженерная школы и Морская академия в Санкт-Петербурге, хирургическая, инженерная школы и школа переводчиков в Москве. Срок обучения в военных школах был 5-12 лет. В учрежденных в Санкт-Петербурге в 1732 г. Сухопутном, в 1752 г. Морском, в 1762 г. Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах готовились не только офицеры, но и чиновники государственных учреждений. В ХVIII в. кадетские корпуса выпустили около 3,5 тыс. офицеров, в том числе 450 морских.

Рост вооруженных сил, усложнение военного дела на рубеже ХVIII – ХIХ вв. потребовал повышения уровня специального образования и штабной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений, возникновение высших военно-учебных заведений.

В начале ХIХ в. открылись главные Артиллерийской и Инженерное училища с классами для подготовки офицеров с высшим специальным образованием. Появились впервые, в 1810 г., военно-учебные заведения штабной службы: Петербургское и Московское училища колонновожатых.

Еще, будучи великим князем, Николай Павлович (Николай I) тщательно вникал в дела Инженерного училища. В тоже время выяснилось, что поступающие в полки 2-й бригады (которой командовал Николай) 1-й гвардейской дивизии молодые офицеры располагали недостаточными знаниями военных наук и слабо усваивали требования воинской дисциплины. Великим князем были собраны офицеры Лейб-гвардии Измайловского и Егерского полков, с которыми была организована учеба при его личном участии. По инициативе Николая Павловича была открыта школа гвардейских прапорщиков, а в 1823 г. – гвардейская юнкерская школа. В то же время даже такое учебное заведение, как Царскосельский лицей, продолжало выпускать офицеров. Вместе с тем существовали и военные училища: инженерное, топографическое, юридическое и др. Для управления ими был образован специальный Совет, во главе которого до 1831 г. стоял великий князь Константин Павлович. Указом императора была высказана «непременная и твердая воля дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одной и той же мыслью к одной и той же цели».

Поскольку Константин Павлович постоянно проживал в Варшаве, была введена должность главного директора Пажеского и кадетских корпусов, на которую был назначен граф Коновницын, при котором была образована канцелярия в составе трех отделений: инспекторского, учебного и хозяйственного. В 1825 г. на должность главного директора был назначен генерал-адъютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов, георгиевский кавалер, герой 1812 г . В 1826 г . этот пост занял генерал-адъютант Демидов, своим служебным педантизмом превосходивший самого Аракчеева.

В 1840 г. была введена должность начальника военно-учебных заведений. С 1831 по 1849 г . военные учебные заведения возглавлял великий князь Михаил Павлович, при котором в 1832 г . был учрежден Штаб Его Высочества по управлению Пажеским корпусом, кадетскими корпусами и Дворянским полком. В «Наставлении» для воспитанников военно-учебных заведений он написал каким он видит офицера: «Христианин, верноподданный, русский добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер». В подготовке офицерского корпуса большое внимание было уделено воспитанию, краеугольным камнем которого были нравственные принципы, религия, как традиционное основание нравственности, так как «решительное влияние на образ мыслей и характер имела вера».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Традиционные проблемы, связанные с выполнением положений в области интеллектуальной собственности
Если в 70-е - 80-е годы развитые страны беспокоило отсутствие улучшений в фундаментальных нормах по интеллектуальной собственности в традиционных международных документах, то они выказывали еще большее недовольство практическими проблемами, с которыми была вынуждена сталкиваться их собственная пром ...

Криминалистические средства и методы установления и фиксация внешних признаков человека
В процессе собирания данных о внешнем облике человека может найти применение весь арсенал известных технико-криминалистических средств и методов, в том числе поисковая и регистрационная техника, трасологические методы и т.д., рассмотрение которых составляет содержание смежных отраслей криминалистич ...

Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении
Нотариат в Республике Казахстан призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Республики, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Республики Казахстан. Нотариальные действия в ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru