Процесс построения правового государства и вхождения России в мировую рыночную систему предполагает формирование кардинально новых отношений, в первую очередь между хозяйствующими субъектами. Это возможно только при тщательном пересмотре и, в случае необходимости, исключении прежних правовых доктрин. Замене подлежат, казалось бы, самые незыблемые понятия и институты отечественного права. Процесс этот очень длительный и сложный, характеризуется не только появлением новых правовых норм, институтов, отношений и субъектов, но и устранением прежних, потерявших актуальность в современных условиях.
Переориентация экономики России на рыночные отношения заставила государственные учреждения по иному строить свою деятельность, адаптировать свой правовой статус в соответствии с реалиями времени. Особого внимания в этой связи заслуживают нормы, регулирующие правовое положение военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также порядок их деятельности. Именно от них зависит, насколько эффективно будет осуществляться взаимодействие между военными вузами и другими участниками гражданского оборота.
Четкое определение прав, обязанностей и ответственности военно-учебных заведений не только позволит оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, но и значительно повысит качество образования, а следовательно будет решена и основная задача – подготовка высококвалифицированных офицерских кадров.
Реформирование системы высшего профессионального образования сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов правового воздействия на деятельность высших учебных заведений. Особое место в этом процессе отводится военным образовательным учреждениям.
Коммерциализация общественных отношений в области образования не могла не отразиться на правовом статусе данных организаций.
Закон «Об образовании» предоставляет образовательным учреждениям возможность заниматься деятельностью, связанной с получением доходов, в частности, оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Это положение распространяется и на деятельность военно-учебных заведений. Кроме того, в механизме правового регулирования деятельности вузов, созданных в различных организационно-правовых формах, особое место занимают финансово-хозяйственные отношения. И именно они формируют имущественную базу для осуществления основных образовательных функций. Правовым регулированием охватываются все стороны деятельности военно-учебного заведения, вместе с тем специфика его правосубъектности предопределяет не только особый правовой режим его хозяйственной деятельности, но и специфическое положение и структуру его органов управления.
Суммируя изложенное выше, можно подчеркнуть, что актуальность исследования обусловлена:
- решающим воздействием на научно-технический и общественный прогресс человечества, которое оказывают общественные отношения в сфере образовательной деятельности в целом и военного образования – в частности;
- отсутствием специальных исследований в области гражданской правосубъектности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- потребностью в систематизации действующих нормативных правовых актов в указанной сфере и устранении существующих между ними противоречий;
- отсутствием в правоприменительной практике единообразных подходов к предпринимательской деятельности вуза.
Установление оптимального соотношения публичных и частно правовых интересов в сфере военного образования требует выявления и обоснования новых подходов к определению правового статуса военного образовательного учреждения, наделенного специальной правосубъектностью.
Теоретическое осмысление обозначенных проблем призвано способствовать достижению наиболее рационального сочетания общественных, групповых и личных интересов при определении гражданской правосубъектности военно-учебных заведений и ее законодательном закреплении.
Состояние научной разработки темы:
В указанной выше трактовке проблема гражданской правосубъектности военно-учебных заведений Российской Федерации не подвергалась ранее специальному комплексному исследованию. Отдельные вопросы темы освещались применительно к общим вопросам правового статуса субъектов гражданских правоотношений либо применительно к вопросам регулирования образовательной деятельности вообще.
Таким образом, для разработки темы дипломной работы имеются как теоретические, так и практические основания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации.
Предметом исследования является круг правоотношений, складывающихся при реализации военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Российской Федерации гражданской правосубъектности в сфере хозяйственной и образовательной деятельности.
Основная цель дипломной работы — посредством теоретического осмысления действующего законодательства и практики его применения раскрыть понятие гражданской правосубъектности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, выяснить гарантии ее реализации, а также выявить особенности деятельности военных вузов, влияющие на определение их статуса.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Выявить особенности военно-учебного заведения как субъекта образовательной деятельности.
2. Определить компетенцию и роль государства в системе управления военным образованием, а так же выявить компетенцию военно-учебных заведений как субъектов образовательной деятельности.
3. Раскрыть некоторые особенности и содержание имущественных правоотношений, возникающих с участием военно-учебного заведения Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составляют структурно-логический, системно-аналитический, формально-юридический и функциональный методы исследования, а также метод обобщения нормативных и практических материалов, использованные в рамках диалектического подхода к изучению осуществления военно-учебными заведениями Российской Федерации своей правосубъектности.
Исследование нормативной основы деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации охватывает законодательные и иные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов о высшем профессиональном образовании, акты государственных органов, относящихся к образовательной и хозяйственной деятельности военно-учебных заведений, а также опубликованные проекты нормативных правовых актов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее теоретических выводов и практических рекомендаций для решения проблем, возникающих в процессе реализации военно-учебными заведениями своей деятельности.
Положения выносимые на защиту:
1. Военно-учебные заведения являются неотъемлемым субъектом права, регулирование соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании» и Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
2. Особенностью правового положения военно-учебного заведения является то, что по своей организационно - правовой форме оно представляет собой государственное учреждение, то есть организацию, созданную собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично.
3. Особенностью функционирования военно-учебных заведений является то, что учредителем военно-учебного заведения может быть только государство. Оно предоставляет военно-учебному заведению на праве оперативного управления имущественную базу, здания и сооружения. Также военно-учебное заведение имеет достаточно широкую компетенцию как образовательное учреждение, охватывая все стороны и аспекты его многогранной жизнедеятельности, кроме того каждый вуз имеет свой устав.
Законодательство о договоре бытового подряда
Гражданский кодекс предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Приведенная норма имеет, по крайней мере, троякое значение. Во-первых, ею под ...
Законодательство об экспертизах некачественных и опасных продовольственного
сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении
В целях охраны здоровья населения и предотвращения оборота некачественных пищевых продуктов на потребительском рынке Правительство РФ своим постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, ...
Освобождение от
уголовной ответственности несовершеннолетних
Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены сл ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).