Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Особенности правового положения военно-учебных заведений

Особенности правового положения военно-учебных заведений

Страница 1

Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образования.

Соответственно, являясь юридическими лицами, военно-учебные заведения могут участвовать в правовых отношениях, приобретать права и обязанности, самостоятельно осуществлять их, нести ответственность за свою деятельность и ее результаты.

Особенностью является то, что по своей организационно - правовой форме военно-учебное заведение является государственным учреждением, то есть организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В соответствии с п.3 ст.120 ГК РФ, особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Особенности правового положения образовательных учреждений закреплены в законодательстве об образовании.

При рассмотрении особенностей правового положения военно-учебных заведений, прежде всего, представляется необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности (иными словами, на военно-учебные заведения, как и на все остальные).

Гражданин, поступающий в военно-учебное заведение, вступает в образовательное отношение с соответствующим военным образовательным учреждением и получает необходимые ему знания, навыки и умения, посещая лекции и иные занятия в этом учреждение. Таким образом, необходимыми духовными благами обучающийся овладевает благодаря образовательному процессу, обеспечиваемому действиями обязанной стороны (военно-образовательным учреждением).

Однако для получения необходимого образования обучающимися односторонних действий военного образовательного учреждения будет явно недостаточно. Необходимые знания, навыки и умения обучающийся может сформировать лишь собственными действиями, прилагая достаточно серьезные усилия по усвоению изучаемых им курсов и своевременному выполнению учебного плана. Несвоевременное выполнение учебных планов обучающимся, недостаточные знания, показанные им на стадии текущей аттестации, признаются дисциплинарными проступками, влекущими применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из военного образовательного учреждения.

Следовательно, особенность военно-образовательных отношений характеризуется тем, что управомоченная сторона, в частности, обучающийся, реализует свое право на образование двояким способом: как с помощью действий другой обязанной стороны - военного образовательного учреждения, так и благодаря собственным активным действиям, направленным на овладение образовательной программой соответствующего уровня, то есть в соответствии с определенного стандарта. В законодательстве Российской Федерации есть исключение из этого правила – предусматривается право на получение образования экстерном, т.е. путем самообразования, за счет действий одной управомоченной стороны. Однако исключение не отменяет самого правила, поскольку получить образование экстерном можно далеко не по всем специальностям. Кроме того, такая форма обучения не находит широкого применения в военно-учебных заведениях Российской Федерации.

Имеется существенная специфика в способах исполнения обязательств военным образовательным учреждением в образовательных правоотношениях. В правоотношениях, как правило, обязанная сторона осуществляет возложенную на нее обязанность в пользу управомоченной стороны и никакими властными полномочиями по отношению к ней не обладает. Таков правовой статус обязанной стороны, например, в гражданских, значительной части административных, финансовых, экологических правоотношениях.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Исполнение и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 - 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в отгрузочной р ...

Гарантии прав человека и гражданина
Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) ...

Разработка Конституционной комиссией проекта Конституции
Начало созданию Конституции 1993 года, нового Основного Закона Российской Федерации, было положено 16 июня 1990 года, когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России, которая и начала эту работу. Новая Конст ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru