Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Особенности правового положения военно-учебных заведений

Особенности правового положения военно-учебных заведений

Страница 1

Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образования.

Соответственно, являясь юридическими лицами, военно-учебные заведения могут участвовать в правовых отношениях, приобретать права и обязанности, самостоятельно осуществлять их, нести ответственность за свою деятельность и ее результаты.

Особенностью является то, что по своей организационно - правовой форме военно-учебное заведение является государственным учреждением, то есть организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В соответствии с п.3 ст.120 ГК РФ, особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Особенности правового положения образовательных учреждений закреплены в законодательстве об образовании.

При рассмотрении особенностей правового положения военно-учебных заведений, прежде всего, представляется необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности (иными словами, на военно-учебные заведения, как и на все остальные).

Гражданин, поступающий в военно-учебное заведение, вступает в образовательное отношение с соответствующим военным образовательным учреждением и получает необходимые ему знания, навыки и умения, посещая лекции и иные занятия в этом учреждение. Таким образом, необходимыми духовными благами обучающийся овладевает благодаря образовательному процессу, обеспечиваемому действиями обязанной стороны (военно-образовательным учреждением).

Однако для получения необходимого образования обучающимися односторонних действий военного образовательного учреждения будет явно недостаточно. Необходимые знания, навыки и умения обучающийся может сформировать лишь собственными действиями, прилагая достаточно серьезные усилия по усвоению изучаемых им курсов и своевременному выполнению учебного плана. Несвоевременное выполнение учебных планов обучающимся, недостаточные знания, показанные им на стадии текущей аттестации, признаются дисциплинарными проступками, влекущими применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из военного образовательного учреждения.

Следовательно, особенность военно-образовательных отношений характеризуется тем, что управомоченная сторона, в частности, обучающийся, реализует свое право на образование двояким способом: как с помощью действий другой обязанной стороны - военного образовательного учреждения, так и благодаря собственным активным действиям, направленным на овладение образовательной программой соответствующего уровня, то есть в соответствии с определенного стандарта. В законодательстве Российской Федерации есть исключение из этого правила – предусматривается право на получение образования экстерном, т.е. путем самообразования, за счет действий одной управомоченной стороны. Однако исключение не отменяет самого правила, поскольку получить образование экстерном можно далеко не по всем специальностям. Кроме того, такая форма обучения не находит широкого применения в военно-учебных заведениях Российской Федерации.

Имеется существенная специфика в способах исполнения обязательств военным образовательным учреждением в образовательных правоотношениях. В правоотношениях, как правило, обязанная сторона осуществляет возложенную на нее обязанность в пользу управомоченной стороны и никакими властными полномочиями по отношению к ней не обладает. Таков правовой статус обязанной стороны, например, в гражданских, значительной части административных, финансовых, экологических правоотношениях.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Конституционные реформы 1988–1993 годов
Конституционные реформы, о которых пойдет речь в рамках настоящего пункта, были обусловлены предыдущим конституционным опытом страны. Среди предпосылок их возникновения, как правило, указываются следующие: 1) отставание экономики страны от ведущих капиталистических государств мира (в том числе и бл ...

Определение понятия
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный к ...

Условия изменение и изменения договора государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд
В ст. 767 ГК предусмотрено, что в случае уменьшения соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны государственного контракта должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие усло ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru