Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Страница 1

Военно-учебные заведения строят свою деятельность для достижения поставленных целей на основании юридической базы, которую составляют нормы права в области управления высшим образованием. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, формируют определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан. Специфика отношений в области военного образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их основу нормах права.

Правовые акты, действующие в сфере военного образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно классифицировать по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления.

Регулирование соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации: применительно к высшему образованию это, прежде всего, ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст.8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) , а также статья 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании». Разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием в вопросах совместного ведения реализуется непосредственно в законах, постановлениях, приказах, решениях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые либо устраняют проблемы федерального законодательства, либо дополняют спецификой региона.

На возникающие в процессе жизнедеятельности вузов, в т.ч. и военных, отношения распространяется значительное число общих правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений в сферах смежных с образовательной. Так отношения, возникающие в ходе осуществления образовательной деятельности, могут регулироваться различными отраслями законодательства (гражданского, административного, финансового, военного и т.п.) и, соответственно, относятся к предмету ведения различных законодателей (федеральному, региональному, местному), либо к совместному ведению (бюджетные, налоговое, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья, трудовые отношения и т.п.).

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлены рамки общественных отношений, регулируемых особой образовательной отраслью законодательства, и отношений, тесно связанных со сферой высшего образования. Организационно были заменены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и Закон РСФСР «О народном образовании». К нему можно приложить все характеристики Основ законодательства: он фиксирует отрасль как целостное правовое единство, т.е. формулирует единые задачи, цели и принципы; оформляет общие институты; закрепляет структуру отраслевой системы законодательства; определяет основные понятия; дает общие правовые установления в отношении субъектов образовательной деятельности; разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов; устанавливает взаимоотношения между различными органами управления образованием.

Закон закрепил основные принципы построения системы образования, кодифицировал важнейшие решения в этой области, сформировал прочную правовую базу регламентирующую деятельность образовательных учреждений всех типов. Закон Российской Федерации «Об образовании» является важнейшим актом, определяющим основные направления регулирования системы высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Закон отразил достижения в области организации высшего образования после реформы середины 80-х годов, наметил пути дальнейших многочисленных преобразований в образовательном процессе. На содержании Закона сказалось активное развитие гражданских свобод, свободы предпринимательской деятельности. В Законе учтена необходимость вхождения России в мировое интеллектуальное пространство, развитие прямых связей с другими государствами, в том числе и в сфере высшего образования. Поэтому уже в преамбуле Закона подчеркивается, что образование в России осуществляется в соответствии с международным правом. Образование рассматривается в России в качестве одной из приоритетных сфер. Закон удовлетворяет возросшее стремление образовательных учреждений к самостоятельности. Важными характеристиками Закона являются уважение прав всех участников образовательного процесса, гарантии реализации прав личности на получение образования соответствующего уровня, автономия учреждений образования (в нынешнем ее понимании).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Права и обязанности супругов
Права и обязанности супругов в мусульманском праве следует разделить на два аспекта: имущественный и личный. Рассмотрим имущественную сторону шариатского брака. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью во ...

Предмет договора подряда
Особая сложность конструкции договора подряда повлекла за собой то, что представление о подряде является не всегда однозначным. Это выражается и в расхождениях относительно смысла предмета договора. В литературе с учетом легальных определений были высказаны разные мнения по поводу предмета договора ...

Опосредованное управление МКД, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
Товарищество собственников жилья, форма управления многоквартирным домом, впервые появилась с началом действия федерального закона от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», с 1 марта 2005 года этот федеральный закон признан утратившим силу, в связи с вступлением в действие ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru