Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Страница 1

Военно-учебные заведения строят свою деятельность для достижения поставленных целей на основании юридической базы, которую составляют нормы права в области управления высшим образованием. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, формируют определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан. Специфика отношений в области военного образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их основу нормах права.

Правовые акты, действующие в сфере военного образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно классифицировать по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления.

Регулирование соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации: применительно к высшему образованию это, прежде всего, ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст.8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) , а также статья 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании». Разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием в вопросах совместного ведения реализуется непосредственно в законах, постановлениях, приказах, решениях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые либо устраняют проблемы федерального законодательства, либо дополняют спецификой региона.

На возникающие в процессе жизнедеятельности вузов, в т.ч. и военных, отношения распространяется значительное число общих правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений в сферах смежных с образовательной. Так отношения, возникающие в ходе осуществления образовательной деятельности, могут регулироваться различными отраслями законодательства (гражданского, административного, финансового, военного и т.п.) и, соответственно, относятся к предмету ведения различных законодателей (федеральному, региональному, местному), либо к совместному ведению (бюджетные, налоговое, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья, трудовые отношения и т.п.).

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлены рамки общественных отношений, регулируемых особой образовательной отраслью законодательства, и отношений, тесно связанных со сферой высшего образования. Организационно были заменены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и Закон РСФСР «О народном образовании». К нему можно приложить все характеристики Основ законодательства: он фиксирует отрасль как целостное правовое единство, т.е. формулирует единые задачи, цели и принципы; оформляет общие институты; закрепляет структуру отраслевой системы законодательства; определяет основные понятия; дает общие правовые установления в отношении субъектов образовательной деятельности; разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов; устанавливает взаимоотношения между различными органами управления образованием.

Закон закрепил основные принципы построения системы образования, кодифицировал важнейшие решения в этой области, сформировал прочную правовую базу регламентирующую деятельность образовательных учреждений всех типов. Закон Российской Федерации «Об образовании» является важнейшим актом, определяющим основные направления регулирования системы высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Закон отразил достижения в области организации высшего образования после реформы середины 80-х годов, наметил пути дальнейших многочисленных преобразований в образовательном процессе. На содержании Закона сказалось активное развитие гражданских свобод, свободы предпринимательской деятельности. В Законе учтена необходимость вхождения России в мировое интеллектуальное пространство, развитие прямых связей с другими государствами, в том числе и в сфере высшего образования. Поэтому уже в преамбуле Закона подчеркивается, что образование в России осуществляется в соответствии с международным правом. Образование рассматривается в России в качестве одной из приоритетных сфер. Закон удовлетворяет возросшее стремление образовательных учреждений к самостоятельности. Важными характеристиками Закона являются уважение прав всех участников образовательного процесса, гарантии реализации прав личности на получение образования соответствующего уровня, автономия учреждений образования (в нынешнем ее понимании).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

История развития конституционного уставного законодательства в субъектах Российской Федерации
Согласно теории права и общемировых традиций конституционной эволюции основной закон государства отражает достигнутое общественно-политическое, социально-экономическое и духовное развитие общества, состояние конституционно-правовой науки, политической культуры и правосознания народа. Состояние обще ...

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей
В соответствии со ст. 12 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда. Основаниями для этого могут являться: неоднократного или гру ...

Подготовка законопроекта к рассмотрению
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и в соответствующий комитет Государственной Думы, который в течение 14 дней определяет соответствие закон ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru