Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Страница 2

Также был создан фундамент отраслевого законодательства с учетом структуры федерации. Единообразие в управлении высшим образованием достигается путем законодательного закрепления государственной политики в области образования, ее принципов, установления государственных образовательных стандартов, фиксации системы образования в Законе.

Прежде в регулировании высшего образования преобладали общесоюзные нормы. Теперь управляющим активным центром всей системы законодательства о высшем образовании стал вышеназванный Закон, что подтверждают специализированный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и проект специализированного закона «О дополнительном профессиональном образовании».

Принятие Закона, с одной стороны, позволило сократить объем ведомственного и локального регулирования, установить его пределы, а с другой стороны, активизировало подзаконное нормотворчество, повысило его уровень. Кроме того, появление в Законе «Об образовании» в новой редакции норм, более характерных для текущего нормотворчества (об организации учебного процесса, о квоте приема на отдельные специальности и т.п.), также свидетельствует о том, что не всегда в общеобязательных правилах можно учесть особенности каждого вида образовательного учреждения - например, академические свободы вуза как неотъемлемый компонент его автономии. Специализированные акты «явились бы формой установления правового статуса каждого из основных субъектов отношений в области образования во всей его полноте и на должном правовом уровне». Исходные начала для построения статуса вуза заложены в Законе «Об образовании».

Характерный признак подотрасли, как утверждает А.Г. Калпин, - общий для составляющих ее структурных частей институт. Его роль выполняют ассоциации норм, сосредоточенных в положениях о типах учебных заведений и формах профессионального образования, которые определяют их специфические задачи по осуществлению сквозных, непрерывных функций образования и воспитания, развивают и конкретизируют статус соответствующих учебных заведений и их структур, исходя из общих начал, заложенных в Законе «Об образовании».

Положения – важнейшие организационные акты, которые в сумме дают характеристику организации (наряду с уставами). Именно Положение и призвано отразить полноту компетенции организации по всем сферам ее деятельности, сформулировать правовой статус, обеспечить эффективность внутриорганизационной деятельности, внешних связей «через ее органы управления».

В настоящее время как области высшего образования, в том числе и военного, действуют следующие положения организационного характера: Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования и другие положения.

Таким образом, военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность на основании Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 82.

Статус военно-учебного заведения, устанавливают не только специализированные нормативные акты, характеризующие и регулирующие образовательный процесс, но и акты о федеральных органах исполнительной власти. Правительство Российской Федерации и Министерства, ведомства – учредители: Положение о Министерстве обороны, о Министерстве внутренних дел и др., в чьем ведении находятся вузы.

Регламентации собственно образовательной деятельности военно-учебных заведений посвящены такие акты, как, Положение об экстернате в государственных вузах России, а также Положение об итоговой государственной аттестации выпускников вузов в России, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и др.

В числе источников законодательства о военном образовании следует выделить нормативные договоры и соглашения. Они могут подписываться различными государственными структурами: федерацией, субъектами федерации, местными органами управления и непосредственно военно-учебными заведениями.

Субъекты федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативно-правовые акты, которые включаются в систему актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования и определяющих статус высших учебных заведений.

Исключительной компетенцией субъектов федерации является финансирование образовательных учреждений; формирование бюджетов субъектов федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и региональных нормативов финансирования, установление местных налогов и сборов на цели образования, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, норм по охране труда и т.п., дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся и работников вузов и др.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие и характеристика хозяйственных договоров
Договор является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, так как представляет собой вид сделки (двусторонней или многосторонней), основанной на взаимном волеизъявлении двух или более лиц. Любой договор является сделкой, но не каждая сделка является договором. При этом важн ...

Понятие криминологического исследования следов автотранспортных средств
Производство судебной экспертизы регулируется главой 27 УПК РФ, а также Законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.01 г., который подлежит применению в части, не противоречащей УПК. Производство экспертизы складывается из трех этапов: а) назначени ...

Риски в договоре подряда
Особое место при характеристике договора подряда в до и послереволюционном законодательстве занимало урегулирование вопроса о распределении между сторонами рисков различного рода, и прежде всего риска случайной гибели предмета договора. Согласно ст. 705 ГК риск случайной гибели или случайного повре ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru