Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Особенности имущественных правоотношений военно-учебных заведений

Особенности имущественных правоотношений военно-учебных заведений

Страница 1

Рассмотрим особенности правового режима имущества военно-учебного заведения.

В данном вопросе важно то, что имущество, которым военно-учебное заведение обеспечивается за счет бюджетных средств, остается государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. При этом вуз не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п.1 ст. 298 ГК РФ).

Государство, как собственник имущества, переданного в оперативное управление военно-учебному заведению, вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Однако данное правомочие собственника распространяется лишь на то имущество, которое субъектом оперативного управления (учреждением или казенным предприятием) не используется, либо используется не по назначению, либо является для него излишним (ст. 296 ГК РФ).

При рассмотрении дел по заявлениям учреждений или казенных предприятий о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим учреждениям или казенным предприятиям на праве оперативного управления, суды должны исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом (п. 2 ст. 296 ГК), возложено на управомоченный собственником орган.

Что касается правового режима имущества, полученного в результате оказания платных образовательных услуг и иной разрешенной вузу деятельности, приносящей доходы, то здесь имеются существенные отличия от режима имущества, закрепленного на праве оперативного управления.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст. 298 ГК РФ). По смете указанные доходы не проводятся.

В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона «Об образовании» и п. 4 ст. 28 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими или юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Ранее доходы, образующиеся у учреждений помимо бюджетных ассигнований (за счет хозяйственной деятельности) рассматривались как их «специальные (внебюджетные) средства», расходуемые по специальным сметам. Теперь, они составляют объект самостоятельного вещного права. Таким образом, в отношении имущества, полученного военно-учебным заведением от разрешенной деятельности, приносящей доходы, у этого юридического лица возникает особое вещное право – право самостоятельного распоряжения имуществом, которое он определяет, как право «на самостоятельное распоряжение, владение и пользование определенными видами государственного и иного имущества в установленных законом пределах». По юридической природе оно близко к праву полного хозяйственного ведения и является переходным, «средним» между широким правом полного хозяйственного ведения и узким правом оперативного управления.

На мой взгляд, режим имущества, которое военно-учебные заведения получают в виде дара, пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц, по завещанию и иным подобным основаниям, определен недостаточно четко. Это имущество зачастую выделяется из круга имуществ, принадлежащих учреждениям и унитарным предприятиям на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения, равно как и имуществ, приобретаемых учреждением за счет допускаемой уставом предпринимательской деятельности и поступающих в самостоятельное распоряжение соответствующего учреждения.

Во-первых, в статье 216 ГК РФ такие вещные права, как «право самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов от разрешенной деятельности», даже не упоминаются. Легитимное же определение понятия юридического лица, содержащееся в п.1 ст. 48 ГК РФ, указывает: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом и т.д.». Как можно видеть, в этом определении перечислены три вида вещных прав и какого-либо иного особого вещного права не предусмотрено.

Во-вторых, ни в одной статье ГК РФ не сформулирован конкретно запрет юридическому лицу иметь имущество на праве собственности.

В-третьих, собственник – учредитель военно-учебного заведения имеет право изымать имущество, закрепленное за военно-учебным заведением, только излишнее либо используемое не по назначению (п. 2 ст. 296 ГК). При этом, как уже отмечалось, бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом, возложено на управомоченный собственником орган.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

История становления и развития юридических фактов в гражданском праве
Правовое регулирование в обществе - мощный фактор преобразования общественных отношений, перестройки народного хозяйства, формирования позитивных социально-политических процессов. Но оно может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительно ...

Международные органы в сфере защиты прав детей
Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рож ...

Проверки, штрафы и наказания
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: ограничение размера штрафных санкций на юридических лиц 5% от сумм доначисленных налогов и сборов; введение четкого разграничения размера штрафа в зависимости от вида нарушения законо ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru