Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Особенности имущественных правоотношений военно-учебных заведений

Особенности имущественных правоотношений военно-учебных заведений

Страница 2

В-четвертых, в соответствии с п. 2 ст. 300 ГК РФ, «при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество». Если же такая ситуация произойдет, то какова в этом случае будет судьба иного имущества учреждения, если учреждение имеет на него только «особые вещные права, близкие к праву хозяйственного ведения»? Исходя из указанной нормы, переход этого имущества к новому собственнику не предполагается. Если же применять правило о праве следования, т.е. переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество (п.3 ст. 216 ГК РФ), то получается, что при осуществлении правомочия самостоятельного распоряжения указанным имуществом, военно-учебное заведение, передавая в ходе какой - либо сделки право собственности на отчуждаемое имущество новому собственнику, вместе с тем сохраняет «особое вещное право» на указанное имущество.

В-пятых, самостоятельное распоряжение имуществом не предусматривает ограничений для недвижимого имущества. А значит, можно сделать вывод о том, что военно-учебное заведение может самостоятельно распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом. Таким образом, право самостоятельного распоряжения имуществом оказывается по своему содержанию шире права хозяйственного ведения.

По моему мнению, нечеткость правового регулирования особенностей режима имущества военно-учебного заведения, в настоящее время, не позволяет достаточно точно ответить, является ли право самостоятельного распоряжения имуществом военно-учебного заведения особым вещным правом или оно адекватно праву собственности.

Так или иначе, все имущество, которым владеет военно-учебное заведение, можно разделить как минимум на два вида:

Имущество, принадлежащее военно-учебному заведению на праве оперативного управления.

Имущество, приобретаемое военно-учебным заведением за счет доходов от разрешенной деятельности, переданные ему физическими или юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности.

Таким образом, фактически все имущество, включая даже библиотечный фонд военно-учебного заведения, должно быть разделено на две части:

государственный фонд – имущество, принадлежащее военно-учебному заведению на праве оперативного управления;

собственный фонд – имущество, принадлежащее военно-учебному заведению на праве собственности (или ином вещном праве).

И если имуществом из первого фонда военно-учебное заведение может только владеть и пользоваться, но не может распоряжаться, то имуществом из собственного фонда оно может распоряжаться полностью по своему усмотрению. Единственное ограничение в том, что доход, получаемый военно-учебным заведением от оказания платных дополнительных образовательных услуг используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Особенностями правового режима имущества обусловлены и некоторые особенности ответственности военно-учебного заведения по его обязательствам.

В частности, в соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ, военно-учебное заведение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества, т.е. государство.

Так же, в отношении военно-учебных заведений действуют общие правила ГК о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица по обязательствам последнего в случае, если несостоятельность юридического лица вызвана собственником и имущества юридического лица недостаточно (п.3 ст.56 ГК РФ).

Что касается ответственности военно-учебного заведения по его обязательствам, то в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение, в т.ч. образовательное, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.

Указанное положение вполне соответствует принципу самостоятельной ответственности юридического лица всем своим имуществом. Действительно, ввиду того, что имущество, которое закреплено за военно-учебным заведением на праве оперативного управления, носит конкретное целевое предназначение, наложение на него взыскания затруднило бы (или даже сделало невозможным) выполнение военно-учебным заведением поставленных перед ним задач, указанная в законе схема представляется более оптимальной.

Но данная система в современных условиях может вызвать значительные проблемы в финансово-экономической деятельности военно-учебного заведения. Как уже отмечалось выше, необходимость организации в военно-учебном заведении деятельности, приносящей доходы, обусловлена некоторыми трудностями в финансировании силовых структур в целом и системы военного образования в частности. Государство выделяет достаточно мало денег на обеспечение учебного процесса, хотя в последнее время ситуация меняется и финансовые средства все чаще выделяются государством для потребностей военно-учебных заведений.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Электронная сделка как форма обращения в государственные контролирующие органы
Я выделил следующие основные виды электронных сделок в форме отчетности в государственные контролирующие органы. Электронная отчетность в ФНС Возможность отправлять налоговую отчетность через Интернет с помощью систем передачи данных появилась у российских предприятий в 2002 году. Отчетность в нало ...

Способы и порядок создания коммерческих организаций
Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности. В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования организаций. Распорядительный – х ...

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах
В Конституции РФ (ст. 57) обязанность уплаты налогов и сборов увязывается с их законным установлением. Однако эта норма должна толковаться расширительно, а именно: обязанность уплаты налога возникает при условии не только законного установления, но и законного введения налога. Такое толкование ст. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru