Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в самом тексте данного документа термин «государственное управление» не употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и его роль в названных процессах наглядно возрастают.
Статусное воздействие на субъекты образовательной деятельности представляет собой нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и правоохранительной). Иными словами, субъекты, наделенные адекватными статусами и активно включившиеся в работу по реализации определенных этими статусами образовательных задач, нуждаются в государственной поддержке, которая требует усиления органов, осуществляющих оперативное государственное управление. А это, в свою очередь, предполагает законодательное решение таких важных вопросов, как:
разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
обеспечение и защита конституционного права граждан России на образование;
создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России;
определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
По мнению Ю. К. Толстого, государство направляет деятельность субъекта в нужное русло путем законодательного установления правового статуса его деятельности в сфере образовательной деятельности, определяя цель, основные задачи, средства, правомочия и ответственность. Таким образом, управляемый субъект (военно-учебное заведение) освобождается от мелочной опеки, обретает возможность свободно и самостоятельно решать все вопросы своей жизнедеятельности в рамках определенной ему компетенции. Во избежание дублирования и противоречий в процессе принятия управленческих решений, законодатель четко разграничил компетенцию субъектов образовательной деятельности.
Главный смысл государственного управления состоит в том, чтобы в организационно-правовых категориях очертить управляемому субъекту содержание и параметры минимально необходимой и ожидаемой от него деятельности. А все, что сверх того военно-учебное заведение сможет, в рамках законности, сделать в интересах повышения качества подготавливаемых им специалистов, отнюдь не запрещается, а стимулируется законодателем.
На это указывает само содержание термина «компетентность». Раскрывая функциональное содержание данного термина энциклопедия определяет его как «совокупность полномочий, прав и обязанностей» какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями.
В литературе данное понятие часто употребляется как синоним понятий «правовое положение», «правовой статус», «правосубъектность».
Однако смысл понятия «компетенция» не дает для этого достаточных оснований. «Правовой статус» и «правовое положение», как известно, одинаково обозначают комплекс прав и обязанностей субъекта права, но и они имеют специфические смысловые значения.
Права и обязанности усыновителей
Права и обязанности усыновителя возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка. Правовая природа усыновления состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя. Юридический акт усыновления у ...
Предпосылки реформы системы льгот
Согласно законодательству одним из оснований для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом. Предоставление льгот по этому основанию не только является потребностью лица в особых мерах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и т.д., но и слу ...
Обязательное участие защитника в уголовном процессе
Участие защитника в уголовном процессе обязательно, это положение регламентируется УПК РФ (ст. 51). Участие защитника необходимо в ряде обстоятельств: подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника; подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу психиче ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).