Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Роль и компетенция государства в управлении военно-учебными заведениями

Роль и компетенция государства в управлении военно-учебными заведениями

Страница 1

Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в самом тексте данного документа термин «государственное управление» не употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и его роль в названных процессах наглядно возрастают.

Статусное воздействие на субъекты образовательной деятельности представляет собой нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и правоохранительной). Иными словами, субъекты, наделенные адекватными статусами и активно включившиеся в работу по реализации определенных этими статусами образовательных задач, нуждаются в государственной поддержке, которая требует усиления органов, осуществляющих оперативное государственное управление. А это, в свою очередь, предполагает законодательное решение таких важных вопросов, как:

разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

обеспечение и защита конституционного права граждан России на образование;

создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России;

определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

По мнению Ю. К. Толстого, государство направляет деятельность субъекта в нужное русло путем законодательного установления правового статуса его деятельности в сфере образовательной деятельности, определяя цель, основные задачи, средства, правомочия и ответственность. Таким образом, управляемый субъект (военно-учебное заведение) освобождается от мелочной опеки, обретает возможность свободно и самостоятельно решать все вопросы своей жизнедеятельности в рамках определенной ему компетенции. Во избежание дублирования и противоречий в процессе принятия управленческих решений, законодатель четко разграничил компетенцию субъектов образовательной деятельности.

Главный смысл государственного управления состоит в том, чтобы в организационно-правовых категориях очертить управляемому субъекту содержание и параметры минимально необходимой и ожидаемой от него деятельности. А все, что сверх того военно-учебное заведение сможет, в рамках законности, сделать в интересах повышения качества подготавливаемых им специалистов, отнюдь не запрещается, а стимулируется законодателем.

На это указывает само содержание термина «компетентность». Раскрывая функциональное содержание данного термина энциклопедия определяет его как «совокупность полномочий, прав и обязанностей» какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями.

В литературе данное понятие часто употребляется как синоним понятий «правовое положение», «правовой статус», «правосубъектность».

Однако смысл понятия «компетенция» не дает для этого достаточных оснований. «Правовой статус» и «правовое положение», как известно, одинаково обозначают комплекс прав и обязанностей субъекта права, но и они имеют специфические смысловые значения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Кассационная и апелляционная практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних
В 2012 году судом второй инстанции было пересмотрено в общей сложности 46 приговоров и других судебных решений о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, всего в отношении 36 подростков. Отменено и изменено всего 22 судебных решения (с изменением квалификации и наказания) в ...

Проблемы квалификации по ст.327 УК РФ
Статья 327 УК РФ предусматривает состав преступления "подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков". При квалификации данного преступления зачастую возникают вопросы, которые остаются дискуссионными как в теории уголовного права, ...

Правовое обеспечение свободы завещания как основного принципа наследственного права
Законом предусмотрен целый ряд правовых средств, посредством которых свобода завещания, провозглашенная ст. 1119 ГК РФ, может быть обеспечена и защищена. В первую очередь к таким средствам относятся правила о сохранении тайны завещания. Тайна завещания – это правовые отношения, направленные на охра ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru