Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в самом тексте данного документа термин «государственное управление» не употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и его роль в названных процессах наглядно возрастают.
Статусное воздействие на субъекты образовательной деятельности представляет собой нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и правоохранительной). Иными словами, субъекты, наделенные адекватными статусами и активно включившиеся в работу по реализации определенных этими статусами образовательных задач, нуждаются в государственной поддержке, которая требует усиления органов, осуществляющих оперативное государственное управление. А это, в свою очередь, предполагает законодательное решение таких важных вопросов, как:
разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
обеспечение и защита конституционного права граждан России на образование;
создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России;
определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
По мнению Ю. К. Толстого, государство направляет деятельность субъекта в нужное русло путем законодательного установления правового статуса его деятельности в сфере образовательной деятельности, определяя цель, основные задачи, средства, правомочия и ответственность. Таким образом, управляемый субъект (военно-учебное заведение) освобождается от мелочной опеки, обретает возможность свободно и самостоятельно решать все вопросы своей жизнедеятельности в рамках определенной ему компетенции. Во избежание дублирования и противоречий в процессе принятия управленческих решений, законодатель четко разграничил компетенцию субъектов образовательной деятельности.
Главный смысл государственного управления состоит в том, чтобы в организационно-правовых категориях очертить управляемому субъекту содержание и параметры минимально необходимой и ожидаемой от него деятельности. А все, что сверх того военно-учебное заведение сможет, в рамках законности, сделать в интересах повышения качества подготавливаемых им специалистов, отнюдь не запрещается, а стимулируется законодателем.
На это указывает само содержание термина «компетентность». Раскрывая функциональное содержание данного термина энциклопедия определяет его как «совокупность полномочий, прав и обязанностей» какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями.
В литературе данное понятие часто употребляется как синоним понятий «правовое положение», «правовой статус», «правосубъектность».
Однако смысл понятия «компетенция» не дает для этого достаточных оснований. «Правовой статус» и «правовое положение», как известно, одинаково обозначают комплекс прав и обязанностей субъекта права, но и они имеют специфические смысловые значения.
Правовая семья –
специфическая категория сравнительного правоведения
Теперь обратимся ко второму значению правовой системы, более тесно связанному с компаративистикой. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-Х. Эберт и М. Рейнстайн – «правовые круги», И. Сабо – «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структ ...
Необходимость защиты прав потерпевшего в связи с оказанием на
них давления
Следственная и оперативная практика органов внутренних дел показывает, что в большинстве случаев давление на потерпевших и свидетелей оказывается именно по делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Противоправное воздействие может носить открытый либо скрытый характер и реализовыва ...
Общая характеристика брачного права мусульман
Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства. Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Запа ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).